Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

26.01.2017
ВОПРОС:
ООО, действуя на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, заключает договоры доверительного управления на управление активами.
Согласно п. 2 приказа от 28.11.2001 N 97н передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет (п. 1 ст. 1012, п. 1 ст. 1018 ГК РФ).
При составлении бухгалтерской отчетности остатки по счетам активов и обязательств по договорам доверительного управления (50, 51, 79.03, 76) исключаются.
Обособленный учет в разрезе ценных бумаг ведется в другом программном продукте.
Обособленный учет у доверительного управляющего подразумевает ведение отдельного учета по активам и денежным средствам, полученным в ходе доверительного управления, в другом программном продукте, или позволяет использовать тот же программный продукт, обособляя активы и обязательства, полученные в рамках договора доверительного управления?
Если учитывать активы и обязательства, полученные в рамках договора доверительного управления в другом программном продукте, то как соблюдать нумерацию по кассовым документам? Имеет ли ООО право вести две разные операционные кассы - операционную кассу доверительного управления и операционную кассу собственных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Доверительный управляющий ведет учет имущества, полученного в доверительное управление (в том числе и ценные бумаги), обособленно от своего и по итогам отчетных периодов формирует два комплекта бухгалтерской отчетности: по доверительному управлению и по своей деятельности.
При этом, по нашему мнению, если возможности программного продукта позволяют формировать два баланса, то учет можно вести в одной программе. В случае, если такие возможности бухгалтерской программой не предусмотрены для учета имущества по доверительному управлению ценными бумагами, следует использовать отдельную программу.
2. Наличные денежные средства, получаемые и используемые в рамках договоров доверительного управления, учитываются обособленно от собственных наличных денежных средств и учет движения таких денежных средств ведется в отдельной кассовой книге.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-03-06/1/56584).
Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (п. 1 ст. 1013 ГК РФ).
При ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета применяется Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (часть 3 ст. 2 указанного закона).
Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утверждены приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н (далее - Указания).
Пункт 2 Указаний напоминает, что в соответствии со ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего (п. 11 Указаний).
При этом при передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами (ст. 1025 ГК РФ).
Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом (п. 15 Указаний).
Представление указанного отчета доверительного управляющего в иные адреса нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено (письмо Минфина России от 02.08.2005 N 07-05-06/216 (с текстом письма можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://zakonbase.ru/content/base/84343/).
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026840@ разъясняется, что отчет управляющего должен включать сведения об активах, обязательствах, доходах и расходах, связанных с выполнением договора доверительного управления и отраженных на отдельном балансе. Такие данные представляют собой обороты и сальдо по счетам обособленного учета в рамках договора доверительного управления.
Таким образом, доверительный управляющий учитывает доверенное ему имущество в том числе и ценные бумаги, и операции по их управлению на отдельном балансе. Ведение отдельного баланса предусматривает учет операций по управлению активами отдельно от операций хозяйственной деятельности доверительного управляющего.
Следовательно, по итогам отчетного периода у доверительного управляющего должны формироваться два комплекта бухгалтерской отчетности:
- по доверительному управлению - комплект, который представляется учредителю управления (п. 15 Указаний);
- по своей деятельности - комплект, который представляется в общеустановленном порядке (п. 17 Указаний).
Смотрите также письмо Управления МНС России по г. Москве от 25.05.2001 N 03-12/23141.
Обязанность ведения отдельного баланса в отношении имущества, полученного в доверительное управление, с использованием отдельного программного продукта нормами гражданского законодательства и нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлена.
По нашему мнению, если возможности программного продукта позволяют формировать два баланса, то учет можно вести в одной программе. В случае если такие возможности бухгалтерской программой не предусмотрены, соответственно, следует использовать отдельную программу для формирования баланса по доверительному управлению ценными бумагами.
При этом обратите внимание, что из раздела IV Указаний следует, что при ведении отдельного баланса по имуществу, принятому в доверительное управление, используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Причем для каждого договора доверительного управления должен быть открыт отдельный субсчет к счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в разрезе учредителя управления и выгодополучателя (п. 11 Указаний).
В разделе V Указаний разъяснен порядок отражения в собственном учете доверительного управляющего доходов и расходов, связанных с доверительным управлением имущества.
При этом причитающиеся доверительному управляющему суммы вознаграждения при доверительном управлении имуществом учитываются по кредиту счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 16 Указаний). Соответственно, в этом случае счет 79 не используется.
2. Порядок ведения кассовых операций регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
Отметим, что Указанием N 3210-У не установлен особый порядок ведения учета наличных денежных средств, поступающих и используемых в рамках договора доверительного управления.
В то же время, как уже было отмечено выше, ст. 1018 ГК РФ определено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
То есть обособляется все имущество, в том числе и денежные средства. Поэтому считаем, что и наличные денежные средства следует учитывать обособленно в отдельной кассовой книге, сальдо по которой должно отражаться на отдельном балансе доверительного управляющего.
Кроме того, п. 11 Указаний предусмотрено, что особое внимание следует обратить на организацию бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") и на соблюдение нормы ст. 1018 ГК РФ.
Отметим, что представители налоговых служб также придерживаются мнения, что при осуществлении наличных расчетов в рамках договора доверительного управления доверительным управляющим ведется отдельная кассовая книга (смотрите, например, п. 8 письма Управления МНС России по Краснодарскому краю от 22.12. 2004 N ВК-2.18-23/00088@, Вопрос: В каком порядке имущество организации, переданное по договору доверительного управления, подлежит обложению налогом на имущество? (Управление ФНС России по Краснодарскому краю, 17 января 2005 г.)).
Необходимо заметить, что пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка РФ (Банк России) от 22.09.1993 N 40 и действовавшего в период c 22.09.1993 по 31.12.2011, было предусмотрено, что каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу. На основании этого суды считали, что в рамках доверительного управления доверительным управляющим отдельная кассовая книга не ведется (смотрите, например, постановление Центрального округа от 04.05. 2005 N А23-110/05А-15-11).
Однако в действующем в настоящее время Указании N 3210-У не предусмотрена обязанность ведения организацией только одной кассовой книги. Кроме того, из положений Указания N 3210-У следует, что у организации может быть несколько кассовых книг (например, при наличии обособленных подразделений) (письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 постановления Семнадцатого ААС от 03.03.2016 N 17АП-1072/16, Девятого ААС от 30.12.2014 N 09АП-53806/14). Следовательно, в настоящее время организация может иметь несколько кассовых книг.
И учитывая, что имущество, принятое в доверительное управление, учитывается обособленно, считаем, что наличные денежные средства также следует учитывать обособленно в отдельной кассовой книге.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности доверительным управляющим;
- Энциклопедия решений. Инвестиционные налоговые вычеты по операциям с индивидуальными инвестиционными счетами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

28 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики