Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.01.2017
ВОПРОС:
Объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений нежилого здания. В ходе рассмотрения поступивших первых частей заявок только одна заявка из 6-ти поступивших признана комиссией соответствующей аукционной документации. Таким образом, аукцион признан несостоявшимся, контракт заключается с участником, как с единственным поставщиком, по начальной (максимальной) цене контракта (далее - НМЦК).
Есть ли основания для снижения НМЦК на этапе подписания контракта по соглашению сторон, если аукционной документацией снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполненных работ и иных условий контракта допускается?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Прямого запрета на заключение в приведенной ситуации контракта по цене ниже начальной (максимальной) цены контракта Законом N 44-ФЗ не установлено. Однако механизма для реализации такой возможности нормативные акты не предусматривают. Полагаем, что в описанной ситуации контракт следует заключить по начальной (максимальной) цене, указанной в извещении и документации об аукционе. После заключения контракта эта цена может быть уменьшена по соглашению сторон на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем (ч. 16 ст. 66 этого Закона), контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 этого Закона в порядке, установленном ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Этот порядок предполагает, в частности, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
В п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт должен быть заключен с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - единственный контрагент) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (далее - НМЦК), цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Очевидно, что в тех случаях, когда участники аукциона, признанного несостоявшимся, не подавали предложений о цене контракта, буквальное выполнение требований п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта по цене, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, невозможно. В связи с этим укажем на два возможных подхода.
1. С одной стороны, Закон N 44-ФЗ ограничивает цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом в случае признания аукциона несостоявшимся, лишь максимальным, но не минимальным пределом. Прямого запрета на заключение в подобных ситуациях контракта по цене ниже НМЦК Закон N 44-ФЗ не устанавливает. Действия участников закупки, направленные на заключение контракта по цене ниже НМЦК, принципиально могут, на наш взгляд, рассматриваться как соответствующие целям повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Необходимость соблюдения порядка, предусмотренного ст. 70 Закона N 44-ФЗ, при заключении контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 этого Закона предполагает, что заказчик обязан разместить на официальном сайте без своей подписи соответствующий проект контракта. Если контракт заключается с победителем электронного аукциона, в него, в частности, должна быть включена цена, предложенная участником электронного аукциона.
Однако при заключении контракта в соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 71 Закона N 44-ФЗ заказчик не обладает информацией о такой цене. В отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, частью 22 ст. 41.8 которого для аналогичной по существу ситуации была прямо предусмотрена возможность согласования с участником размещения заказа, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, цены, которая ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, Закон N 44-ФЗ возможности такого согласования не предусматривает, хотя, как уже отмечено, и не запрещает. Более того, формулировка п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает если не необходимость получения предложения участника о цене контракта, то во всяком случае возможность получения заказчиком такого предложения. В связи с этим небезосновательным выглядит подход, согласно которому, если до размещения проекта контракта на официальном сайте заказчик получит от участника, с которым должен быть заключен контракт, предложение о цене меньшей, чем начальная (максимальная) цена контракта, включение заказчиком такой цены в проект контракта, размещаемый на официальном сайте, не может рассматриваться как нарушение Закона N 44-ФЗ. Поскольку для этого случая Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных требований относительно способа, которым должно быть направлено подобное предложение, оно может быть направлено заказчику любым способом, позволяющим достоверно установить, что оно исходит от участника закупки, с которым должен быть заключен контракт, и подписано уполномоченным лицом.
Вместе с тем нельзя не признать, что правомерность такого подхода не вытекает непосредственно из положений Закона N 44-ФЗ. Механизм, посредством которого такой подход может быть реализован, Законом N 44-ФЗ не предусмотрен. Поэтому нельзя исключить, что применение этого подхода может быть связано с неблагоприятными последствиями для сторон. Правоприменительной практики по аналогичным ситуациям мы не обнаружили.
2. С другой стороны, предусмотренная ст. 70 Закона N 44-ФЗ процедура заключения контракта, которая должна соблюдаться в рассматриваемом случае, не предполагает возможности совершения заказчиком и (или) будущим контрагентом действий, направленных на согласование цены контракта, не указанной в извещении и документации об аукционе. Обмен между заказчиком и контрагентом документами в целях согласования цены контракта вне электронной площадки, как нам представляется, не укладывается в порядок, предусмотренный указанной статьей. В связи с этим у заказчика нет оснований включать в контракт какую-либо иную цену, нежели начальную (максимальную) цену контракта, указанную в документации об аукционе, а лицо, с которым заключается контракт, вправе настаивать на заключении контракта именно по этой цене.
Возможность снижения НМЦК при заключении контракта путем размещения протокола разногласий Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. В протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке участника. Указание в проекте контракта НМЦК в качестве цены контракта не противоречит ни извещению, ни документации, ни заявке. Поэтому участник не может предложить снижение цены контракта, содержащейся в проекте контракта, путем размещения в ЕИС протокола разногласий. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта его условия могут быть изменены только в случае, предусмотренном ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Рассматриваемая ситуация к этому случаю не относится.
Таким образом, на наш взгляд, в описанной ситуации контракт на основании ч.ч. 1-3 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ должен быть заключен по цене, равной НМЦК. По соглашению сторон цена контракта может быть снижена после его заключения на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики