Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
26.01.2017
- У автономного муниципального учреждения в декабре 2016 года вышестоящая организация произвела заимствование денежных средств в сумме 140 000 руб. (отражено по коду 213), в связи с чем образовалась задолженность по налогам на конец года. Автономное учреждение заключило с учредителем дополнительное соглашение в части уменьшения объема муниципального задания и, соответственно, объема субсидии на его выполнение на 2016 год. Планируется, что в конце текущего года будет заключено Соглашение с учредителем на следующий год, в котором будут предусмотрены средства на оплату возникшей в 2016 году задолженности по страховым взносам. Можно ли данную задолженность погасить за счет внебюджетных средств, чтобы не было задолженности на конец года по бюджету? Как правильно оформить проводки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За счет средств от приносящей доход деятельности могут быть погашены любые обязательства автономного учреждения, связанные с целями, ради которых такое учреждение создано.
При этом в ситуации, если оплата задолженности по страховым взносам будет предусмотрена за счет средств, заложенных в Плане ФХД учреждения на следующий год, а также по состоянию на 01.01.2017 задолженность не перейдет в состав просроченной, обязательства по такой задолженности подлежат отражению на счетах санкционирования очередного финансового года. Оплата задолженности в таком случае может быть произведена уже в 2017 году.
Обоснование вывода:
Помимо деятельности по выполнению муниципального задания муниципальное автономное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности) и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 6, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Муниципальное задание, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться, формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами (ч.ч. 2, 2.1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Поэтому обязательства, принятые в рамках деятельности по выполнению муниципального задания, напрямую связаны с достижением целей, ради которых учреждение создано. Соответственно, такие обязательства могут быть оплачены за счет средств, полученных автономным учреждением от приносящей доход деятельности.
Для осуществления заимствования средств с одного кода финансового обеспечения на другой автономными учреждениями может применяться счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите п.п. 174, 175 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, далее - Инструкция N 183н). При этом в ситуации, если заимствование осуществляется в пределах остатка на лицевом счете автономного учреждения, на котором ведется учет средств как субсидии на выполнение муниципального задания, так и средств от приносящей доход деятельности, то осуществляться такое заимствование может с отражением движения на счете 201 11 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" в корреспонденции со счетом 304 06. В дальнейшем производится погашение обязательств, принятых за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания. После того, как на лицевой счет поступят средства субсидии на выполнение муниципального задания, производится возврат заимствованных средств. Оформляются данные хозяйственные операции в учете автономного учреждения, учитывая положения Инструкции N 183н, следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 109 ХХ 213 (4 401 20 213) Кредит 4 303 ХХ 000
- отражено начисление страховых взносов;
2. Дебет 2 304 06 000 Кредит 2 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ),
Дебет 4 201 11 000 Кредит 4 304 06 000, увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)
- отражено привлечение денежных средств на погашение задолженности, возникшей по виду деятельности "4", за счет остатка средств по виду деятельности "2" на лицевом счете автономного учреждения;
3. Дебет 4 303 ХХ 000 Кредит 4 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (213 КОСГУ)
- отражена оплата задолженности за счет привлеченного свободного остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения;
4. Дебет 4 201 11 000 Кредит 4 205 31 000, увеличение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)
- поступление на лицевой счет автономного учреждения средств субсидии на выполнение муниципального задания;
5. Дебет 4 304 06 000 Кредит 4 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ),
Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 304 06 000, увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)
- отражено направление средств субсидии на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности.
В автономном учреждении средства от приносящей доход деятельности могут учитываться отдельно от средств субсидии на выполнение муниципального задания, на открытом для этих целей расчетом счете. В такой ситуации отразить указанные выше корреспонденции счетов, предназначенные для применения при заимствовании средств, учитываемых на одном счете автономного учреждения, без отражения движения средств между лицевым и банковским счетами, не представляется возможным. В данном случае возможно осуществить передачу соответствующей кредиторской задолженности (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 01.11.2016 N 02-07-10/63976). В последующем отражается перечисление средств с лицевого счета учреждения на расчетный счет для восстановления ранее произведенного заимствования. При этом согласно положениям Инструкции N 183н отражаются следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 4 109 ХХ 213 (4 401 20 213) Кредит 4 303 ХХ 000
- отражено начисление страховых взносов;
2. Дебет 4 303 ХХ 000 Кредит 4 304 06 000,
Дебет 2 304 06 000 Кредит 2 303 ХХ 000
- принято учреждением решение об оплате за счет источника от приносящей доход деятельности (КФО "2") обязательств, возникающих в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (КФО "4"), с последующим их возмещением;
3. Дебет 2 303 ХХ 000 Кредит 2 201 21 000, увеличение забалансового счета 18 (213 КОСГУ)
- отражено исполнение обязательств за счет КФО "2" путем перечисления денежных средств со счета, открытого автономному учреждению в кредитной организации;
4. Дебет 4 201 11 000 Кредит 4 205 31 000, увеличение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)
- поступление на лицевой счет автономного учреждения средств субсидии на выполнение муниципального задания;
5. Дебет 4 304 06 000 Кредит 4 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (213 КОСГУ)
- отражено направление средств субсидии с лицевого счета по КФО "4" на компенсацию затрат, ранее произведенных с расчетного счета учреждения по КФО "2";
6. Дебет 2 201 21 000 Кредит 2 304 06 000, увеличение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)
- отражено поступление в очередном году денежных средств на расчетный счет автономного учреждения в качестве восстановления ранее произведенных выплат.
Относительно рассматриваемой ситуации следует отметить, что страховые взносы, начисленные с сумм оплаты труда работников за декабрь 2016 года, подлежат оплате в установленном порядке до 16 января 2017 года (смотрите, в частности, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). То есть такая задолженность по состоянию на 01.01.2017 не подлежит отнесению в состав просроченной и обоснованно может быть оплачена уже в новом году. Каких-либо санкций на учреждение, если оплата будет произведена в установленные сроки, наложено быть не может. Дополнительным аргументом для проведения оплаты уже в 2017, а не в 2016 году может быть заключение Соглашения с учредителем на 2017 год, которым предусмотрены, в частности, положения об оплате соответствующей задолженности за счет средств субсидии 2017 года.
В такой ситуации обоснованным будет отражение обязательств по санкционированию на аналитических счетах счета 4 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)". Информация о таких обязательствах будет включена не в первый, а в третий раздел Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738). Кроме того, относительно данной задолженности информация не будет подлежать включению в Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (форма 0503775) (смотрите положения п. 72.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).
К сведению:
Операции в части закрытия на финансовый результат деятельности незавершенных расчетов по привлечению средств за счет иного источника финобеспечения деятельности при завершении финансового года не формируются (п. 184 Инструкции N 183н). Другими словами, счет 304 06 в такой ситуации по состоянию на 1 января отчетного года остается "открытым".
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций по направлению денежных средств бюджетного (автономного) учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности;
- Энциклопедия решений. Пример. Привлечение средств от приносящей доход деятельности (код "2") на погашение обязательств, возникших при исполнении госзадания (код "4").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
29 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним