Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
31.01.2017
- Организация (Пермский край) планирует пригласить своего делового партнера - гражданина Индии для решения вопросов по ведению совместного бизнеса (получение деловой визы), ориентировочный срок пребывания в Российской Федерации - 3 месяца. Гражданин Индии планирует проживать в гостинице.
Каков порядок действий по оформлению документов для приезда гражданина Индии в Пермский край с целью сотрудничества с российской организацией?
1. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Такими документами в силу ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.1 Закона N 114-ФЗ, пунктам 4, 6 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 (далее - Положение), визой является выданное иностранному гражданину разрешение на въезд в РФ, пребывание в РФ и транзитный проезд через территорию РФ в течение срока действия визы по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина. Виза выдается уполномоченным государственным органом, в который иностранный гражданин может обратиться лично или через своего уполномоченного представителя.
Оформлять, выдавать, продлевать срок действия визы, восстанавливать либо аннулировать визу вправе следующие уполномоченные государственные органы:
- дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ;
- МИД России, представительство МИД России на территории РФ, в том числе в пункте пропуска через государственную границу РФ;
- МВД России и его территориальные органы (п. 7 Положения).
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что вопрос о выдаче иностранному гражданину визы рассматривается указанными выше уполномоченными государственными органами при наличии основания для выдачи визы и представлении иностранным гражданином или его представителем всех необходимых документов, предусмотренных разделом III Положения
Отметим, что выдаваемая иностранному гражданину виза может быть однократной, двукратной и многократной. Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу РФ один раз при въезде в РФ и один раз при выезде из РФ. Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд в РФ. Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в РФ (ст. 25.2 Закона N 114-ФЗ).
Среди категорий виз, поименованных в ст. 25.6 Закона N 114-ФЗ и п. 27 Положения, указаны обыкновенные визы, которые в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие и гуманитарные визы.
Поскольку в описываемом случае речь идет о деловой визе, обратим внимание на этот вид обыкновенных виз.
Обыкновенная деловая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в РФ с деловыми или коммерческими целями*(1). Обыкновенная деловая виза может быть однократной или двукратной на срок до 3 месяцев либо многократной на срок до 1 года. Суммарный срок пребывания иностранного гражданина в РФ по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней. Иными словами, иностранный гражданин может въезжать в РФ в период действия многократной визы неограниченное число раз, но суммарное количество пребывания по такой визе не должно превышать 90 дней в полугодие. Обыкновенная деловая виза оформляется на основании приглашения на въезд в РФ (п. 29 Положения).
Следует подчеркнуть, что согласно п. 45 Положения срок пребывания иностранного гражданина по обыкновенной деловой однократной, двукратной или многократной визе устанавливается МИД России по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 25 Закона N 114-ФЗ приглашение на въезд в РФ выдается МИД России либо МВД России или его территориальным органом*(2) по ходатайству о его выдаче. При этом МИД России рассматривает ходатайства органов государственной власти, в том числе субъектов РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций и их представительств в РФ, представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в РФ. В свою очередь, МВД России или его территориальные органы рассматривает ходатайства юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на соответствующий учет, и физических лиц, в том числе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, а также органов местного самоуправления.
За выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей за каждого приглашенного (ст. 25 Закона N 114-ФЗ, подп. 17 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ).
В рассматриваемой ситуации приглашение на въезд иностранного гражданина в РФ по деловой визе может быть оформлено территориальным органом МВД России по ходатайству принимающей организации, в уведомительном порядке вставшей на учет в названном государственном органе.
После того, как иностранный гражданин получит оригинал приглашения на въезд в РФ, ему необходимо обратиться в консульский отдел посольства РФ в своем государстве и подать все необходимые документы на оформление визы. Перечень таких документов приведен в п. 46 Положения, в него включены следующие документы:
а) действительный заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией (должен иметь не менее 2 чистых страниц, предназначенных для виз, срок его действия, как правило, не должен истекать ранее чем через 6 месяцев с даты окончания срока действия визы);
б) заполненная визовая анкета с 1 фотографией. В случае оформления визы на вкладном визовом бланке (вкладывается в паспорт) дополнительно предоставляются 2 фотографии (размер фотографий 3 x 4 см (либо черно-белые, либо цветные), должны быть с четким изображением лица анфас без очков с затемненными стеклами и без головного убора (за исключением иностранных граждан, для которых постоянное ношение головного убора является обязательным атрибутом их национальной или религиозной принадлежности, при условии, что иностранный гражданин изображен в таком головном уборе на фотографии в паспорте));
в) полис медицинского страхования, действительный на территории РФ;
г) сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции в случае, если он ходатайствует о визе на срок более 3 месяцев.
За выдачу иностранному гражданину визы дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ взимается консульский сбор (ст. 25.1 Закона N 114-ФЗ)*(3).
Срок оформления визы составляет не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. Датой обращения за получением визы считается день подачи всех предусмотренных Положением документов, оформленных надлежащим образом (п. 11 Положения).
2. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание, является лицом, временно пребывающим в Российской Федерации. При этом срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. При этом местом пребывания иностранного гражданина признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых этот гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений*(4) об их прибытии в место пребывания (ч. 1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Аналогичные положения содержатся в п. 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила).
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета принимающая сторона, под которой в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч.ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
Следовательно, если принимающей стороной иностранного гражданина является организация, то для целей миграционного учета в качестве места его пребывания допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения такой организации.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ, подается в территориальный орган МВД России не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания (п. 20 Правил).
Отметим, что в тех ситуациях, когда приглашенный иностранный гражданин заселяется в гостиницу или иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, фиксация сведений об иностранных гражданах осуществляется администрацией соответствующих организаций по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан (ч. 9 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Исходя из положений приведенной нормы, а также п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил можно заключить, что эти организации становятся принимающей стороной автоматически в силу закона, поскольку для них императивно предписана обязанность по уведомлению органа, осуществляющего миграционный учет о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, независимо от того, был он поставлен на учет кем-то ещё или нет. Так, ФАС Волго-Вятского округа указал: тот факт, что ранее иностранец был поставлен на миграционный учет по месту пребывания другой принимающей стороной, значения не имеет, организация, оказывающая гостиничные услуги, все равно должна выполнить свою обязанность (смотрите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011).
Обратим внимание, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
13 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите пункты 41, 42 Раздела 3 Перечня "Цели поездок", используемого при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, Приложение к приказу МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 27 декабря 2003 г. N 19723A/1048/922.
*(2) Смотрите подп. 49 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699, подп. 32 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699, Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. N 390.
*(3) Смотрите п. 7 Ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 889.
*(4) Форма уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23 сентября 2010 г. N 287. Бланк уведомления состоит из двух частей. Первая часть - собственно уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Эта часть документа остается в органе, осуществляющем миграционный учет. Вторая часть документа - отрывная, на которой делается отметка о принятии уведомления. Она возвращается уполномоченному принимающей стороны или самому иностранному гражданину.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним