Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.02.2017
ВОПРОС:
Может ли третье лицо оплатить административный штраф, наложенный налоговым органом за нарушение валютного законодательства на иное юридическое лицо?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Административный штраф, наложенный за нарушение валютного законодательства, должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности.

Обоснование вывода:
Подпунктом "а" п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ (далее - Закон N 401-ФЗ) в п. 1 ст. 45 НК РФ внесены изменения, согласно которым уплату налога за налогоплательщика может производить иное лицо. При этом каких-либо ограничений относительно категорий лиц, то есть организаций и физических лиц (п. 2 ст. 11 НК РФ), имеющих право производить уплату налогов за налогоплательщика, равно как и налогоплательщиков, за которых иные лица вправе уплачивать налоги, не установлено.
Факт уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом имеет следствием прекращение соответствующей обязанности налогоплательщика (пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ). При этом лицо, осуществившее уплату налога за налогоплательщика, не сможет требовать возврата уплаченных таким образом сумм из бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ).
Принимая во внимание положения п. 8 ст. 45 НК РФ, можно прийти к выводу о том, что иные лица теперь могут уплачивать также сборы, пени и штрафы за налогоплательщиков (плательщиков сборов)*(1).
Однако надлежит учитывать, что данные изменения касаются исключительно налоговых правоотношений, под которыми понимаются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 НК РФ). При этом налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 НК РФ. То есть возможность уплаты пеней, штрафов иным лицом за налогоплательщика наличествует лишь в том случае, если им совершено правонарушение, поименованное в указанных главах НК РФ.
Нарушение валютного законодательства образует состав не налогового, а административного правонарушения, квалифицирующие признаки которого раскрываются в ст. 15.25 КоАП РФ. Иными словами, по действующему законодательству ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования надлежит квалифицировать как административную (не налоговую). Соответственно, применение норм налогового права к отношениям, возникающим из административных правонарушений, не допустимо, поскольку каждая отрасль права регулирует только те отношения, которые составляют её предмет.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.ч. 1.1 или 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении установленного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, - в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).
Из приведенных требований закона следует, что исполнение административного наказания не может быть произведено без личного участия привлеченного к ответственности лица, то есть неразрывно связано с его личностью. Полагаем, что оплата штрафа, предусмотренного санкциями Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, иным лицом не освобождает правонарушителя, привлеченного к административной ответственности, от обязанности понести негативные последствия своего противоправного поведения. В противном случае утрачивается весь смысл административного наказания, в частности его неотвратимость или неизбежность (смотрите, к примеру, решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2016 по делу N А55-7373/2016, постановление Сызранского городского суда Самарской области от 09.01.2013 (Извлечение)). Каких-либо изъятий их этого правила законодатель не допускает, за исключением случаев, когда к административной ответственности привлекается несовершеннолетний, у которого отсутствуют собственные доходы. В подобных ситуациях штраф взыскивается с родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ). Но они, в свою очередь, несут ответственность не за противоправное поведение своего подопечного, а за собственную вину, которая выражается в том числе и в отсутствии надлежащего контроля за ним.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

13 января 2017 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также Информацию ФНС России от 20 декабря 2016 г.

 

Все консультации данной рубрики