Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.02.2017
ВОПРОС:
Краевое государственное бюджетное учреждение (Камчатский край) оказывает услуги в рамках государственного задания и иной приносящей доход деятельности на одном и том же имущественном комплексе с привлечением одних и тех же сотрудников. Учреждение по заданию учредителя выполняет работы по организации мероприятий. В качестве иной приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги гостиницы.
Учредителем выделены средства на финансирование расходов на заработную плату, общехозяйственных расходов (коммунальные услуги, услуги связи, ремонт основных средств) и расходов на уплату налога на имущество (в размере 100%).
Каков порядок распределения вышеуказанных расходов между финансируемой за счет сумм субсидий деятельностью и иной приносящей доход деятельностью?
Имеет ли учреждение право вообще не распределять данные расходы?
Существуют ли при проверках риски квалификации таких расходов как нецелевых в случае их нераспределения, т.е. полного покрытия за счет субсидий?
Возможно ли средства, полученные от предпринимательской деятельности, направить на выплату заработной платы в полном объеме?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение расходов между видами деятельности бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном учетной политикой (с учетом рекомендаций уполномоченных органов).
Поскольку часть затрат из указанных в вопросе учреждение несет вследствие оказания услуг по приносящей доход деятельности, оплата всех указанных расходов учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания может привести к разногласиям с контролирующими органами. В то же время за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть оплачены любые расходы учреждения, связанные с достижением целей, ради которых учреждение создано (в том числе оплачена заработная плата сотрудников в полном объеме). В качестве ограничения по использованию данных средств может выступать План финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обоснование вывода:
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество (абзацы первый, второй п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, не имеет права произвольно определять размеры субсидий, предоставляемых подведомственным бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Дело в том, что такие субсидии предоставляются в качестве финансового обеспечения выполнения вполне конкретных государственных (муниципальных) заданий (далее - задания), утверждаемых для учреждений учредителем (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Соответственно, размер субсидии на выполнение задания должен определяться исключительно на основе показателей такого задания.
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитываются с учетом нормативных затрат на выполнение ими работ (при соблюдении условия, предусмотренного абзацем третьим п. 4 ст. 69.2 БК РФ) и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Отметим, что необходимость применения нормативных затрат на выполнение работ определяется органом-учредителем (абзац третий п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Если подобное решение принято, то расчет нормативных затрат по работам осуществляется на основании правил, определенных общими требованиями и порядком финобеспечения задания, разработанным в соответствующем публично-правовом образовании.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг и работ определяются органами власти и местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей, исходя из:
- общих требований (разрабатываются для каждой сферы деятельности на федеральном уровне);
- порядка финобеспечения задания (единый порядок разрабатывается в каждом публично-правовом образовании согласно абзацу первому п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Учредителем также может быть предусмотрено требование о разделении затрат по содержанию имущества, используемого одновременно в деятельности по выполнению госзадания и в приносящей доход деятельности, между целевыми средствами (субсидией на выполнение госзадания) и приносящей доход деятельностью. Если данный вопрос не будет урегулирован учредителем, его целесообразно решить в рамках учетной политики бюджетного учреждения. Тем самым будет выполняться основное целевое предназначение средств субсидии - финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.
Напомним, что затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ), учитываются по дебету счета 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы".
По истечении отчетного периода (месяца) такие расходы в порядке, установленном учетной политикой госучреждения (с учетом рекомендаций уполномоченных органов), распределяются на себестоимость продукции (услуг, работ) (п. 62 Инструкции N 174н) или относятся на финансовый результат (п.п. 62, 66, абз. 5 п. 153 Инструкции N 174н).
Распределение общехозяйственных расходов осуществляется в госучреждениях в два этапа.
На первом этапе в учреждениях, осуществляющих несколько видов деятельности, производится распределение общехозяйственных расходов между этими видами деятельности.
На втором этапе общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость конкретных видов готовой продукции (работ, услуг).
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат каких-либо специальных требований по поводу выбора способов распределения общехозяйственных расходов. Следовательно, такой способ должен быть определен в учетной политике госучреждения с учетом требований учредителя учреждения*(1).
Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений Камчатского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания определен положением, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 27.10.2015 N 382-П (далее - Положение N 382-П).
В частности, Положением N 382-П для краевых государственных учреждений Камчатского края начиная с 2016 года предусмотрен порядок, согласно которому, если учреждение оказывает услуги (выполняет работы) за плату сверх задания или в пределах задания, итоговый объем финобеспечения должен быть уменьшен на коэффициент платной деятельности.
Данный коэффициент применяется в целях корректировки (уменьшения) объема финобеспечения в части затрат:
- на уплату налогов (ч. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 27.10.2015 N 382-П, далее - Положение N 382-П);
- на содержание имущества, не используемого для выполнения задания (ч. 30 Положения N 382-П).
Условие применения коэффициента - оказание сверх задания услуг (выполнение работ) за плату. При этом речь идет об услугах (работах), относящихся как к основным, так и к иным видам деятельности учреждения.
В рассматриваемой ситуации учредителем осуществлено 100-процентное финансирование на заработную плату, общехозяйственные расходы (коммунальные услуги, услуги связи, ремонт основных средств) и расходы на уплату налога на имущество. Другими словами, коэффициент платной деятельности при определении размера субсидии на выполнение госзадания не применялся. Однако, как минимум, относительно затрат на уплату налогов данный коэффициент должен был применяться, поскольку учреждение осуществляет иную приносящую доход деятельность. Соответственно, в рассматриваемой ситуации можно говорить о нарушении установленного порядка расчета субсидии на выполнение государственного задания (по данному нарушению к нарушившим порядок должностным лицам могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные ст. 15.14 либо ст. 15.15.5 КоАП РФ).
Поскольку часть затрат из указанных в вопросе учреждение несет вследствие оказания услуг по приносящей доход деятельности, оплата всех указанных расходов учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания может привести к разногласиям с контролирующими органами*(2).
Отметим, что расходы на оплату труда работников относятся к категории постоянных расходов учреждения. При этом расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, включаются в нормативные затраты на выполнение работы (п. 24 Положения N 382-П).
Учитывая постоянный характер расходов на оплату труда, полагаем, что при формировании фонда оплаты труда в качестве источника финансового обеспечения расходов на выплату окладов и выплат компенсационного характера работникам, непосредственно задействованным при выполнении работ в рамках задания, целесообразно предусматривать средства субсидии на его выполнение. Что же касается выплат стимулирующего характера, то они могут выплачиваться по решению руководителя учреждения как за счет средств субсидии, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.
В этой связи напомним, что доходы от приносящей доход деятельности, полученные бюджетными учреждениями, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Соответственно, данные средства могут быть направлены и на выплату заработной платы (даже в полном объеме). Единственным ограничением может быть План финансово-хозяйственной деятельности, составленный учреждением.

К сведению:
Если задание учредителя выполнено в полном объеме, то не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения) (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года)*(3).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности формирования в госучреждении себестоимости работ (услуг);
- Энциклопедия решений. Затраты госучреждения на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Счет 109 00;
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов;
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) О порядке распределения общехозяйственных расходов подробнее читайте в материалах:
- Энциклопедия решений. Общехозяйственные расходы госучреждения;
- Энциклопедия решений. Распределение общехозяйственных расходов в госучреждениях.
*(2) В качестве нецелевого расходования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания суды рассматривают осуществление расходов, не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания (смотрите, в частности, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2016 по делу N 12-140/2016, от 07.05.2015 по делу N 12-562/2015, от 25.05.2016 по делу N 7-653/2016, постановления Судебного участка N 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 по делу N 4-481/2016 и от 24.06.2016 по делу N 4-479/2016).
Такой же позиции относительно расходования средств субсидии на выполнение госзадания придерживается Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (смотрите Интервью с С.С. Бычковым, заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, подготовлено специально для системы ГАРАНТ, август 2016).
*(3) Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии (в том числе ее остатка) может быть предусмотрено:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (смотрите, например, решения Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 31.03.2016 по делу N 12-181/2016, Волгоградского областного суда от 17.04.2015 по делу N 07-450/2015).

 

Все консультации данной рубрики