Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
10.01.2012
- Юридическое лицо оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета контрагентов. Для удобства оформления документов организации-контрагенты передают на хранение свои печати юридическому лицу. Данные печати хранятся в сейфе юридического лица.
Правомерно ли такое хранение "чужих" печатей?
Какие документы необходимо оформить (положение о печати организации-контрагента; договор хранения (печати); дополнительное соглашение к договору об оказании услуг (в котором оговаривается условие хранения печати) и т.п.)?
Какие возможны правовые последствия хранения печатей?
Законодательство не содержит общих требований к порядку хранения и использования печатей организаций. Определенные специальные правила предусмотрены лишь для печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, принадлежащих государственным органам и организациям, наделенным отдельными государственно-властными полномочиями (смотрите постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации"). В связи с этим изготовление организацией нескольких экземпляров печати, а также передача одного из этих экземпляров другой организации по соглашению между ними не противоречит какой-либо норме права.
В рассматриваемом случае передача печатей осуществляется в целях исполнения договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Другими словами, хранение печатей не является самостоятельной услугой, а имеет вспомогательное значение. Полагаем, что в подобной ситуации нет необходимости заключать отдельный договор хранения, условия о порядке хранения печатей могут быть включены в договор оказания услуг по бухгалтерскому учету (в текст самого договора или в виде соответствующего дополнительного соглашения к нему). Факт передачи печати исполнителю и ее возврата заказчику может быть оформлен актом приема-передачи произвольной формы.
В том случае, если организацией-заказчиком приняты определенные правила делопроизводства, при передаче печатей следует учитывать эти правила. В частности, если у заказчика имеется работник, ответственный за хранение и выдачу печатей, выдача и последующее принятие печати должны осуществляться этим работником. Если правила делопроизводства заказчика предусматривают ведение журнала учета печатей, при выдаче и возврате печатей в этом журнале следует сделать соответствующие отметки. Вместе с тем нужно учитывать, что правила делопроизводства являются локальным нормативным актом заказчика. В связи с этим ответственность за нарушение таких правил может быть возложена лишь на соответствующих работников заказчика, но не на исполнителя. Исполнитель же отвечает за сохранность полученных печатей, как и за выполнение других условий договора, по общим правилам гражданского законодательства об ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнения) обязательств (смотрите главу 25 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга Гарант
23 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним