Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.02.2017
ВОПРОС:
Учредителем муниципальному бюджетному учреждению перечислены денежные средства по коду вида расходов (далее - КВР) 464 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства...". Учреждением заключено два контракта: один - на строительство объекта, второй - на приобретение и установку в этот объект оборудования и мебели.
По каким КВР учреждению следует осуществлять расходы по данным контрактам? Могут ли за счет средств указанной субсидии оплачиваться расходы по второму контракту (поставка мебели и оборудования)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы бюджетного учреждения по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, осуществляемые в рамках предоставленной субсидии, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта, в том числе расходы на выполнение строительно-монтажных работ, следует отражать по виду расходов 417.
В случае утверждения бюджетных ассигнований на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, не требующего монтажа, вне сметного объема стоимости строительства, такие расходы отражаются по виду расходов 244.

Обоснование вывода:
Предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджета субсидий на осуществление капвложений в соответствии с п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) является одним из способов финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Из содержания ст. 78.2 БК РФ прямо следует, что в соответствии с данной нормой предоставляются только субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, за счет этих субсидий не могут создаваться объекты, не относящиеся к объектам капитального строительства (смотрите также письмо Минфина России от 31.12.2013 N 02-02-005/58618).
В соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), приобретение и создание объектов недвижимости отражается по подгруппе 410 "Бюджетные инвестиции" группы видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности".
В частности, расходы бюджетного учреждения по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, осуществляемые в рамках предоставленной субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта, в том числе расходы на выполнение строительно-монтажных работ, следует отражать по виду расходов 417 "Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" (письмо Минфина России от 16.03.2016 N 02-05-10/14858)*(1).
Обратите внимание: субсидии на осуществление капвложений должны предоставляться в объеме затрат, включенных в сводный сметный расчет (абзацы 4, 5 п. 7 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897, письмо Минфина России от 30.01.2015 N 02-02-04/3663). При включении в сметный расчет тех или иных расходов следует проверить, предусмотрена ли возможность их осуществления нормативным правовым актом (решением), в соответствии с которым предоставляется соответствующая субсидия (смотрите также письмо Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340).
Таким образом, осуществление расходов на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, стоимость которых включена в сводный сметный расчет строительства, по виду расходов 417 в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ не противоречит Указаниям N 65н (смотрите Сопоставительную таблицу, доведенную в Информации Минфина России от 31.05.2016).
При этом не имеет значения факт осуществления поставки мебели (оборудования) в рамках одного контракта (при создании объекта недвижимости по принципу "под ключ") или по контрактам, заключенным с разными контрагентами (подрядчиком, поставщиком).
В случае утверждения бюджетных ассигнований на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, не требующего монтажа, вне сметного объема стоимости строительства, такие расходы, согласно Указаниям N 65н, отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429).
В заключение отметим, что существующая в настоящее время практика оплаты за счет бюджетных инвестиций (КВР подгруппы 410) движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ", в ряде случаев может рассматриваться проверяющими в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как, по сути, сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2016 N А03-14395/2015).
Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие "спорных" направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ", независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2016 N А05-9525/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2015 по делу N А63-907/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

12 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказом Минфина России от 07.12.2016 N 230н (находится на регистрации в Минюсте РФ) наименования и коды видов расходов 416 "Капитальные вложения на приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" и 417 "Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" исключены и вместо них внесены новые:
- 406 "Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями";
- 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями".
Изменения, вносимые настоящим приказом, предполагается применять при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начиная с бюджетов на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).

 

Все консультации данной рубрики