Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

09.02.2017
ВОПРОС:
Некоммерческая организация находится на общей системе налогообложения, коммерческую деятельность не ведет, ведет только уставную деятельность, основной источник финансирования - членские взносы, числится в ней только один председатель, избранный на общем собрании членов (согласно уставу), заработную плату он не получает, трудовой договор с ним не заключался.
Какая среднесписочная численность и численность сотрудников должна быть указана в отчетах некоммерческой организации, подаваемых в налоговый орган, - сведения о среднесписочной численности работников за 2016 год в отчетах в ПФР и ФСС (СЗВ-М, РСВ-1, 4-ФСС)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несмотря на то что организация не выплачивает председателю некоммерческой организации выплат, облагаемых страховыми взносами, она как страхователь должна представить нулевую отчетность за 2016 год в органы ПФР и ФСС.
При этом в показателях "Среднесписочная численность" (поле на Титульном листе формы РСВ-1) и "Численность сотрудников" (поле на Титульном листе формы 4-ФСС) в рассматриваемой ситуации следует указывать ноль или прочерк.
В 2017 году организация должна представлять отчетность в налоговый орган. При этом форма расчета по страховым взносам содержит показатель "Среднесписочная численность" только для организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.
Считаем целесообразным в таком случае представить в контролирующий орган письмо, составленное в произвольной форме, в котором следует сообщить, что в отчетном периоде организация трудовые и гражданско-правовые договоры не заключала, заработную плату (вознаграждения) работникам не начисляла.
В Сведениях о среднесписочной численности, подаваемых в налоговый орган за 2016 год, в строке, следующей за строкой "Среднесписочная численность по состоянию на... составляет", также проставлялся либо 0, либо прочерк.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (НКО) представляет собой юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (ст. 32 Закона N 7-ФЗ). При этом для целей налогового законодательства некоммерческие организации соответствуют понятию "организации" для целей налогообложения, приведенному в п. 2 ст. 11 НК РФ.
Порядок управления деятельностью некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). При этом члены некоммерческой организации и избираемый ими председатель (осуществляющий функции не на основе трудового договора) не являются наемными работниками, а потому не подпадают под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство и законодательство о социальном страховании*(1).

Сведения о среднесписочной численности

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год". Рекомендации по порядку заполнения названной формы содержатся в письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ (далее - Рекомендации).
При этом НК РФ не предусматривает никаких исключений по порядку представления указанных сведений для организаций, не имеющих наемных работников (письмо Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390, смотрите также письмо Минфина России от 27.02.2013 N 03-02-08/13).
Отметим, что Рекомендации ссылаются на Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденный постановлением Росстата от 09.10.2006 N 56. Однако данный Порядок последний раз распространялся на отчетность за 2007 год. По нашему мнению, Сведения о среднесписочной численности работников за соответствующий календарный год следует заполнять с учетом порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения, который действует на момент формирования указанных Сведений.
В настоящее время порядок расчета средней численности установлен в Указаниях по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 (далее - Указания). Согласно п. 78 Указаний Росстата расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.
Среднесписочная численность рассчитывается на основании списочной численности работников, которая не включает внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (пп. "а" п. 80 Указаний Росстата).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации среднесписочная численность в организации равна нулю.
В связи с чем в Сведениях о среднесписочной численности работников за 2016 год в строке, следующей за строкой "Среднесписочная численность по состоянию на... составляет", проставлялся либо 0, либо прочерк.

Отчетность по страховым взносам

1. С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), наделяющий налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС. В связи с этим в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" (п. 8 ст. 2 Закона N 243-ФЗ). Таким образом, с 01.01.2017 при исчислении страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС необходимо руководствоваться нормами главы 34 НК РФ.
С учетом внесенных изменений отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, начиная с 2017 года, будет представляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы по единой форме в порядке, предусмотренном ст.ст. 431 и 432 НК РФ. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
При этом заполнение строки "Среднесписочная численность" предусмотрена в строке 010 приложения N 5 "Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации"*(2).
В данной строке указывается среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области статистики. Как указывалось выше, в рассматриваемой ситуации среднесписочная численность в организации равна нулю.
2. При этом по страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, расчеты (уточненные расчеты) представляются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, письмо ФСС РФ от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282).
Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п (далее - форма РСВ-1 и Порядок заполнения формы РСВ-1).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) и порядок заполнения формы (далее - Порядок заполнения формы 4-ФСС) утверждены приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59.
Согласно п. 5.14 Порядка заполнения формы 4-ФСС в поле "Среднесписочная численность работников" указывается среднесписочная численность работников, рассчитанная в соответствии с утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению (часть 4 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2012, N 43, ст. 5784) (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ)) на отчетную дату.
При этом и в форме РСВ-1, и в форме 4-ФСС предусмотрено указание таких показателей, как "Среднесписочная численность" (поле на Титульном листе формы РСВ-1 ПФР) и "Численность сотрудников" (поле на Титульном листе формы 4-ФСС). При этом ни Порядком заполнения формы РСВ-1 ПФР, ни Порядком заполнения формы 4-ФСС не установлено правило расчета среднесписочной численности работников для целей заполнения формы РСВ-1 и формы 4-ФСС.
В то же время согласно п. 5.14 Порядка заполнения формы 4-ФСС в поле "Среднесписочная численность работников" указывается среднесписочная численность работников, рассчитанная в соответствии с утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению на отчетную дату.
В п. 19.5 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР указано, что среднесписочная численность определяется в порядке, установленном приказами Федеральной службы государственной статистики.
Как указывалось выше, в рассматриваемой ситуации среднесписочная численность, определяемая в порядке, установленном приказами Федеральной службы государственной статистики, равна нулю.
3. В 2017 году ПФР осуществляет прием сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. При этом включать в четвертый раздел формы СЗВ-М сведения о председателе некоммерческой организации необходимости нет, поскольку в рассматриваемой ситуации он не подпадает под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство. Однако оснований для непредставления данной формы отчетности в территориальный орган ПФР в установленные сроки по причине отсутствия застрахованных лиц действующим законодательством не предусмотрено*(3).
Обязанность страхователя в установленный законом срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах закреплена в ст. 15 Закона N 27-ФЗ. При этом сформулирована данная обязанность императивно и каких-либо исключений не содержит.
Таким образом, поскольку некоммерческая организация признается страхователем, то даже при отсутствии выплат застрахованным лицам она, по нашему мнению, должна подавать нулевые отчеты в фонды пенсионного и социального страхования, а с 2017 года - в налоговый орган.
Считаем целесообразным в рассматриваемом случае представить в контролирующий орган письмо, составленное в произвольной форме, в котором следует сообщить, что в отчетном периоде организация трудовые и гражданско-правовые договоры не заключала, заработную плату (вознаграждения) работникам не начисляла.

К сведению:
Если в налоговом периоде отсутствуют операции по выплате доходов физическим лицам, то в этом случае отсутствуют основания для исполнения обязанностей налогового агента по ст. 226 НК РФ. По этой причине представление расчета 6-НДФЛ с нулевыми данными не предусмотрено налоговым законодательством (письма ИФНС России N 16 по г. Москве от 02.03.2016 N 20-11/05588@, ФНС России от 08.06.2016 N ЗН-19-17/97).
Таким образом, если в налоговом периоде отсутствуют операции по выплате доходов физическим лицам, то общественная некоммерческая организация, не являясь налоговым агентом по НДФЛ, не представляет в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ по форме 2-НДФЛ.
При этом организации целесообразно представить в налоговый орган информационное письмо о том, что в налоговом периоде выплат физическим лицам не производилось.
Подробнее по вопросу предоставления отчетности налогового агента по НДФЛ смотрите в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: Надо ли сдавать отчеты по НДФЛ, если общественная некоммерческая организация не имеет наемных работников?

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Сведения о среднесписочной численности работников;
- Энциклопедия решений. Страховые взносы с 1 января 2017 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В рассматриваемой ситуации исполнительным органом является правление некоммерческой организации, возглавляемое председателем. Вопрос о том, должен ли с председателем правления заключаться трудовой договор, зависит от того, предполагает ли осуществление им своих полномочий выполнение трудовой функции (ст. 17 ТК РФ), под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Таким образом, существенными признаками трудовых отношений являются: наличие соответствующего соглашения, личное выполнение трудовой функции, выполнение трудовой функции за плату, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работнику условий труда.
В соответствии со ст. 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Трудовая функция обязательно указывается в трудовом договоре. Даже в том случае, когда сотрудник фактически допущен к работе без оформления письменного трудового договора (приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя), трудовой договор с ним считается заключенным. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Так, например, в одном из дел суд связал осуществление полномочий председателя президиума центрального совета общественной организации с выполнением трудовой функции, содержанием которой являлось осуществление текущего руководства деятельностью организации, заключение договоров гражданско-правового характера, ведение переговоров, осуществление контроля за местными организациями, издание приказов, распоряжений, осуществление приема, увольнения работников и т.п. Суд также принял во внимание, что выполнение трудовой функции осуществлялось в рабочее время, за выполнение возложенных обязанностей работник - председатель президиума получал заработную плату согласно штатному расписанию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2006 N А33-10289/2006-Ф02-5872/06-С1).
Однако по условиям вопроса исполнение председателем правления возложенных на него полномочий регулируется не трудовым законодательством и трудовой договор с ним не заключался.
В такой ситуации правоотношения, возникающие между некоммерческой организацией и председателем правления вследствие избрания его на указанную выборную должность, по нашему мнению, не могут быть приравнены к трудовым отношениям (смотрите решение АС Республики Карелия от 21.08.2015 по делу N А26-4933/2015, решение АС Камчатского края от 20.02.2015 по делу N А24-5897/2014).
*(2) В пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ указаны российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.
*(3) Подробнее по вопросу предоставления отчетности по форме СЗВ-М смотрите в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: Некоммерческая организация имеет 4 учредителей. За апрель, май, июнь 2016 года были предоставлены формы СЗВ-М с данными председателя, за II квартал 2016 года сдан отчет в ПФР по форме РСВ-1 ПФР - "нулевка", без данных по застрахованным лицам, они к отчету не прилагались, так как трудовых договоров нет, стажа нет. По итогам II квартала 2016 года ГУ УПФР прислало акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства. Правомерны ли действия ГУ УПФР о привлечении организации к ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за нарушение пп. 2.2 ст. 11 указанного закона?

 

Все консультации данной рубрики