Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

09.02.2017
ВОПРОС:
У учреждения образуются только медицинские отходы. Объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нет.
Должно ли медицинское учреждение представлять Расчет платы и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос необходимости платы за НВОС и предоставления Расчета платы за НВОС при размещении медицинских отходов на настоящий момент соответствующим образом не урегулирован.
В соответствии с имеющимися разъяснениями Минприроды России в настоящее время действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, и, как следствие, взимание платы за НВОС при их размещении неправомерно.
В то же время анализ судебной практики показывает, что не все отходы медицинских учреждений признаются медицинскими (в частности, могут образовываться отходы в виде ртутных ламп, упаковки и т.п.). При этом в случае отсутствия раздельного учета медицинских отходов от прочих отходов, возникающих в деятельности природопользователя, суды обязывают медицинские организации вносить плату за НВОС при размещении всех образующихся в ее деятельности отходов.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
При этом в силу п. 1 ст. 13 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В рассматриваемой ситуации учреждение не осуществляет деятельность, которая приводит к таким видам загрязнения, как выбросы и сбросы. Однако в деятельности учреждения образуются медицинские отходы*(1). Отметим, что непосредственно сам Закон N 7-ФЗ не содержит оговорок о видах отходов, за размещение которых должна вноситься плата.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Пунктами 2.2, 5.12, 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что отходы классов "Б", "В" могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса "А"; захоронение обезвреженных отходов класса "Б", "В" на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения; транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Исходя из чего в письмах от 30.04.2015 N 12-50/3268-ОГ, от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ, от 01.10.2014 N 05-12-44/22301 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Росприроднадзор) разъяснило, что действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ и Минприроды России, регулирующих отношения в области обращения с отходами (требования по разработке природоохранной документации), не распространяется на медицинские отходы и, как следствие, выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за НВОС при их размещении неправомерны.
Согласно письму Росприроднадзора от 22.04.2015 N АА-03-04-36/6554 "О направлении разъяснений" все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам. При этом требования по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов, представлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Вместе с тем, по мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России (письмо от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ "О рассмотрении обращения").
При этом в письме от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ указано, что для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности Закона об отходах) медицинскими организациями Минприроды России подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Роспотребнадзор в письме от 01.02.2016 N 09-1236-16-16*(2) также подтвердил, что медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами и подлежат регулированию СанПиН 2.1.7.2790-10.
Отметим, что имеющиеся примеры судебной практики по вопросу обязанности по внесению платы за НВОС за размещение медицинских отходов противоречивы. Так, несмотря на то, что суд учитывал приведенные разъяснения Росприроднадзора, в постановлении Пятнадцатого ААС от 05.12.2016 N 15АП-15113/16 суд обязал медицинскую организацию оплатить долг по плате за НВОС за размещение медицинских отходов. Однако следует учесть, что в данном решении был принят во внимание тот факт, что задолженность была подтверждена Расчетом платы за НВОС, который был предоставлен самим учреждением в территориальный орган Росприроднадзора.
В то же время в иных примерах судебной практики суды учитывали отсутствие обязанности по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов. При этом в постановлении Второго ААС от 24.06.2016 N 02АП-2265/16 суд отметил, что "тот факт, что отходы образовались в деятельности медицинской организации, сам по себе не является обстоятельством, исключающим взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо также такие отходы обозначать именно как медицинские отходы" (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 28.01.2016 N Ф06-4251/15 (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 27.04.2016 N 306-КГ16-3171)).
В постановлении АС Волго-Вятского округа от 15.01.2016 N Ф01-5517/15 суд также признал обязанность у медицинской организации по внесению платы за НВОС при размещении отходов, среди которых не были выделены медицинские. При этом суд отметил, что "относимость производимых Учреждением отходов к медицинским не является обстоятельством, освобождающим данное юридическое лицо как собственника этих отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7048/15 суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения от платы за НВОС при размещении медицинских отходов (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 15.12.2015 N 307-ЭС15-16840).
Следует отметить, что порядок исчисления и взимания платы за НВОС должен быть регламентирован в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения", проект которого размещен на официальном сайте *(3). Обращает на себя внимание тот факт, что текст данного проекта устанавливает обязанность по уплате платы за НВОС медицинскими организациями, в результате деятельности которых образовались медицинские отходы. Данный проект не прошел стадию общественного обсуждения и получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Возможно, в скором времени проект доработают либо подготовят новый.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ)).
*(2) С текстом письма можно ознакомиться по адресу: http://www.zakaz.cheladm.ru/ContentPage.aspx?id=3899.
*(3) С текстом проекта можно ознакомиться на сайте: http://regulation.gov.ru/projects#npa=18765.

 

Все консультации данной рубрики