Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

09.02.2017
ВОПРОС:
Работник организации принимает участие в судебном разбирательстве с Пенсионным фондом РФ на предмет назначения ему пенсии. В ходе судебного разбирательства у организации-работодателя были запрошены сведения лицевого счета этого работника по форме N Т-54 за период с 1993 года по 2016 год.
Обязана ли организация применять форму N Т-54?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До 2013 года унифицированная форма N Т-54 "Лицевой счет" являлась первичным учетным документом по оплате труда, обязательным к применению для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, начисленной и выплаченной работнику в течение календарного года, и соответствующих удержаниях.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Соответственно, с 2013 года законодательством не установлено обязательное требование по ведению лицевого счета работника именно по форме N Т-54. Вместе с тем установлено требование о том, что работодатель обязан при каждой выплате зарплаты выдавать работнику расчетный листок, форма которого может быть утверждена работодателем самостоятельно (ст. 136 ТК РФ), а также требование по представлению работнику документов, указанных в ст. 62 ТК РФ.
Следовательно, решение о применении или неприменении формы N Т-54 работодатель принимает самостоятельно, с учетом того, что информация, обязательность представления которой определена трудовым законодательством, может быть получена и из иных форм, применяемых для учета труда и заработной платы.
Лицевые счета унифицированных форм N Т-54 организация обязана хранить в течение 75 лет. При отсутствии лицевых счетов в течение 75 лет подлежат хранению иные документы по учету труда и заработной платы, которые могут быть представлены по запросу суда.

Обоснование вывода:
В соответствии с нормами ст. 136 ТК РФ работодатель обязан при каждой выплате заработной платы выдавать работнику расчетный листок, в котором должны быть указаны:
- составные части заработной платы за соответствующий период;
- размеры иных начисленных сумм. К ним, в частности, относится денежная компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат;
- размеры и основания произведенных удержаний;
- общая денежная сумма, подлежащая выплате.
Согласно ч. 2 ст. 136, ст. 372 ТК РФ форма расчетного листка должна быть утверждена работодателем. Применение в организации формы расчетного листка, не утвержденной работодателем, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-3).
В рассматриваемой ситуации у организации-работодателя были запрошены сведения лицевого счета работника по форме N Т-54 за период с 1993 по 2016 гг.
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику, в частности, копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Примером запроса у организации документов по учету труда и заработной платы в связи с назначением пенсии, в том числе по форме N Т-54, служит Определение СК по гражданским делам Ивановского областного суда от 08.02.2016 по делу N 33-302/2016.
Согласно постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1) на основании приказа (распоряжения) работником кадровой службы вносится запись в трудовую книжку о приеме работника на работу и заполняются соответствующие сведения в личной карточке (форма N Т-2 или N Т-2ГС(МС)), а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника (форма N Т-54 или N Т-54а).
Форма N Т-54 "Лицевой счет" применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплаты. Форма заполняется работником бухгалтерии (смотрите Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением N 1).
До 1 января 2013 года действовал Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). В п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ было сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать определенные этой нормой обязательные реквизиты. В письмах Роструда от 22.05.2008 N 1168-6-1, Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 835-17 разъяснялось, что утвержденные Постановлением N 1 унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Получается, что до 2013 года унифицированная форма N Т-54 "Лицевой счет" являлась первичным учетным документом по оплате труда, утвержденным Постановлением N 1, обязательным к применению для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, начисленной и выплаченной работнику в течение календарного года, и соответствующих удержаниях.
Вместе с тем с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением организаций государственного сектора (далее - Закон N 402-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (смотрите также письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). В письме Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 также сказано о необязательности применения с 01.01.2013 г. форм, установленных Постановлением N 1.
Таким образом, с 2013 года законодательством не установлено обязательное требование по ведению лицевого счета работника именно по форме N Т-54. Вместе с тем установлено требование о том, что работодатель обязан при каждой выплате зарплаты выдавать работнику расчетный листок, форма которого может быть утверждена работодателем самостоятельно (ст. 136 ТК РФ), а также требование по представлению работнику документов, указанных в ст. 62 ТК РФ. Поэтому решение о применении/неприменении формы N Т-54, утвержденной Постановлением N 1, работодатель принимает самостоятельно с учетом того, что информация, обязательность которой определена ст. 136 и ст. 62 ТК РФ, может быть получена и из иных форм, применяемых для учета труда и заработной платы.
С точки зрения бухгалтерского учета первичным учетным документом следует оформлять каждый факт хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом согласно п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств. В этом смысле форма N Т-54 первичным учетным документом не является, поскольку в ней лишь собирается информация о фактах хозяйственной жизни, имевших место в организации, в частности, о начислении зарплаты, о произведенных удержаниях и пр. Эта форма не относится к документам, содержащим сведения о финансовом положении фирмы, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств, в отличие от таких документов, как, например, расчетно-платежная, расчетная и платежная ведомости. Поэтому можно смело утверждать, что после 1 января 2013 года применять ее организация не обязана, но вправе, если сочтет необходимым использовать ее для сбора информации.
Сроки хранения первичных учетных документов регламентированы Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Согласно ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Однако, по нашему мнению, требования о сроках хранения первичных учетных документов, установленные Законом N 402-ФЗ, распространяются только на те формы, утвержденные Постановлением N 1, которые являются первичными документами, содержащими сведения о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств. Соответственно, на прочие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением N 1, в том числе на формы N Т-54 "Лицевой счет", требования ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ не распространяются.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" (далее - Закон N 125-ФЗ), пп. 5.2.9 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 406 (утратило силу), единые правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов на территории России, а также контроль за их соблюдением отнесены к полномочиям Министерства Культуры РФ. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень) утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558.
Согласно ст. 413 Перечня лицевые карточки и счета работников должны храниться в течение 75 лет (смотрите также материал: Вопрос: В организации работают 1700 сотрудников, ежемесячно бухгалтерия в их лицевых счетах (формы Т-54 и Т-54 (свт)) отражает сведения о заработной плате. Обязана ли организация хранить лицевые счета работников в течение 75 лет при том, что в настоящее время ежегодно подается информация в Пенсионный фонд РФ, где и хранится? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2013 г.)).
Вместе с тем в ст. 412 Перечня сказано, что в течение 5 лет должны храниться документы (сводные расчетные (расчетно-платежные) ведомости (табуляграммы) и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и др. выплат). Здесь же указано, что при отсутствии лицевых счетов они хранятся 75 лет.
Согласно ст. 393 Перечня налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу должны храниться 5 лет. Но при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы - 75 лет.
Статьей 394 Перечня определен аналогичный порядок для налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ). Они хранятся 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов - 75 лет.
Статьями 395, 396 Перечня подобные положения предусмотрены для деклараций и расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и для сведений о доходах физических лиц (смотрите также ст.ст. 456, 685, 726).
Получается, что ситуация отсутствия лицевых счетов (форм N Т-54) предусмотрена законодателем (указанные в приведенных нами статьях Перечня документы могут продублировать сведения формы N Т-54), и если в организации формы N Т-54 отсутствуют, свои обязанности по информированию работника и по выдаче по его запросу документов организация может выполнить и на основании иных применяемых ею форм, не нарушив нормы трудового права (ведь ни в ст. 136 ТК РФ, ни в ст. 62 ТК РФ не говорится об обязанности предоставления работодателем работнику именно формы N Т-54).
Подобный подход просматривается в арбитражной практике. Например, в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 N 06АП-1958/14 по требованию налогового органа при проведении проверки начисления НДФЛ работодателем не были представлены документы за 2008-2010 гг., в частности лицевые счета по форме N Т-54. Суд указал, что ведение спорных документов не является для налоговых агентов обязательным (учет НДФЛ велся по ведомости начисления заработной платы, бухгалтерский учет выплат в пользу работников осуществлялся с использованием компьютерных программ с распечаткой на бумажные носители, из чего были установлены полученные доходы и произведенные расходы по конкретным договорам и контрагентам, нарушений в расчете заработной платы и удержанного при ее выплате НДФЛ инспекцией установлено не было).
О представлении работнику формы N Т-54 при решении вопроса оплаты периода временной нетрудоспособности в Кассационном определении Санкт-Петербургского городского суда от 25.07.2011 N 33-11164/2011 было сказано следующее. Требования истца о выдаче копии личной карточки по форме Т-2 и лицевого счета по формам N Т-54 и N Т-54а также не основаны на законе, поскольку данные формы являются формами первичного учета документации по учету труда и его оплаты. Всеми сведениями, содержащимися в карточке Т-2 (фамилия, имя, отчество, социальные льготы и т.п.), истец обладает. Формы N Т-54 и N Т-54а содержат сведения об учете рабочего времени и расчеты с персоналом по оплате труда, истцу данные сведения были выданы в форме справки 2-НДФЛ.
То есть мы видим, что в качестве альтернативы форме N Т-54 по запросу проверяющих (или работника) могут быть представлены и иные документы с необходимой информацией. И полагаем, что в Вашем случае при отсутствии в организации форм N Т-54 следует представить фонду документы, из которых могут быть получены соответствующие сведения.
Вместе с тем в Определении СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.12.2010 N 33-40113 при решении трудового спора, связанного с увольнением, суд признал обоснованным требования бывшей работницы о представлении ей работодателем справок о периоде работы у данного работодателя (с 1997 года), личной карточки по форме N Т-2, лицевого счета по форме N Т-54, записки-расчета при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником по форме N Т-61, поскольку эти документы, в соответствии со ст. 62 ТК РФ, должны представляться работнику по его просьбе.
О том, что ведение формы N Т-54 "Лицевой счет" является обязательным для организаций любых организационно-правовых форм, поэтому истребование указанных документов является обоснованным, было сказано также в решении Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2006 N А54-961/2006С22.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

19 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики