Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
09.02.2017
- Закупка товаров, указанных в распоряжении Правительства РФ от 12.05.2015 N 855-р (стенты и пр.), у единственного поставщика "Стентекс" является правом или обязанностью заказчика?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заказчик вправе, но не обязан закупить товары у единственного поставщика.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Часть 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у контрагента может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в этой норме. При этом из указанной нормы не следует, что заключение контракта с единственным контрагентом во всех поименованных в ней случаях является обязанностью заказчика. По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает способ определения контрагента (с учетом требований и ограничений, установленных положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ), однако в большинстве из случаев, приведенных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка путем проведения конкурентных процедур оказывается фактически невозможной или нецелесообразной.
Пункт 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ относит к случаям закупки у единственного контрагента осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ. В таких правовых актах указываются предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с приведенной нормой было издано распоряжение Правительства РФ от 12.05.2015 N 855-р (далее - Распоряжение N 855-р), п. 1 которого устанавливает, что на период с 2017 года по 2022 год включительно общество с ограниченной ответственностью "Стентекс" определено единственным поставщиком стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (с нерассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии), закупаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов РФ при оказании медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, по перечню согласно приложению к этому Распоряжению, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при соблюдении ряда условий, среди которых названо создание единственным поставщиком производства медицинских изделий на территории РФ в соответствии с графиком и условиями, указанными в п. 2 того же распоряжения, с обязательным внедрением соответствующих технологий производства и стандартов контроля качества производимых медицинских изделий.
Однако в Распоряжении N 855-р не указано, что поставка обозначенных в нем медицинских изделий может осуществляться только обществом с ограниченной ответственностью "Стентекс". Понятие "единственный поставщик" в контексте норм Закона N 44-ФЗ обозначает лицо, с которым контракт может быть заключен без проведения конкурентных процедур. Следовательно, формулировка п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не должна восприниматься как наделяющая единственного контрагента, определенного правовым актом, предусмотренным указанной нормой, исключительным правом на поставку того или иного вида товара (оказание услуг, выполнение работ). Возможность иного истолкования этого понятия из Распоряжения N 855-р не следует. Заметим, что в этом смысле правило п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отличается от п. 6 той же части, где прямо указано на возможность закупки работ или услуг только у определенных органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, если такие работы (услуги) могут выполняться (оказываться) только этим органом власти или соответствующим учреждением (предприятием). Между тем п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не устанавливает, что поставка тех или иных товаров может осуществляться только поставщиком, определенным указом или распоряжением Президента РФ либо в соответствующих случаях постановлением или распоряжением Правительства РФ.
Что же касается ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ, то эта норма лишь предусматривает право Правительства РФ определить особенности осуществления конкретной закупки, а также дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом, и, следовательно, не возлагает на заказчика обязанности закупать те или иные товары только у единственного поставщика.
Поэтому, на наш взгляд, организация, которая при осуществлении закупок руководствуется требованиями Закона N 44-ФЗ, вправе заключить контракт на поставку медицинских изделий, поименованных в Распоряжении N 855-р, с ООО "Стентекс" как с единственным поставщиком, но не обязана это делать. В качестве альтернативы она может выбрать иной способ определения контрагента, применив одну из конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Специалисты Минэкономразвития России в письме от 28.01.2016 N Д28и-251 также указывают на то, что закупка на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является правом, а не обязанностью заказчика. Аналогичного мнения придерживаются и представители антимонопольных органов (смотрите тему 5 Обзора ФАС России за ноябрь 2015, решение Московского областного УФАС России от 05.12.2016 N 04-07-17644/16).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
20 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним