Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

13.02.2017
ВОПРОС:
Договором купли-продажи автомобиля установлен гарантийный срок, который ограничивается тремя годами или пробегом 100 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше).
Автомобиль приобретен в ноябре 2012 года (акт приема-передачи от 16.11.2012). В процессе эксплуатации выявлены недостатки товара. В декабре 2014 года направлена претензия об устранении недостатков. Решением суда от февраля 2015 года предписано устранить недостатки. Недостатки были устранены в ноябре-декабре 2015 года. Все это время (за исключением ноября-декабря 2015 года) автомобиль использовался покупателем.
В октябре 2016 года покупатель обратился с претензией по возврату товара в связи с его существенными недостатками, то есть недостатки, которые устранялись по решению суда, возникли вновь. В связи с тем, что его требование не было удовлетворено добровольно, он обратился в суд.
Согласно Закону о защите прав потребителей (п. 3 ст. 20) в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Но в данном случае товар не использовался только в ноябре-декабре 2015 года, когда исполнялось решение суда, хотя требование об устранении недостатков заявлено ранее (в декабре 2014 года).
Каким образом будет верно исчислять гарантийные сроки и продление гарантийных сроков: с момента предъявления требования об устранении недостатка до полного ремонта (с декабря 2014 года по декабрь 2015 года) или с начала ремонта до его завершения (с ноября 2015 года по декабрь 2015 года)?
ОТВЕТ:

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 3 ст. 470 ГК РФ).
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 данного Закона требования (в том числе и требование об отказе от договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы) к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Как следует из п. 2 ст. 471 ГК РФ, если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Данная норма сформулирована достаточно определенно и показывает, что гарантийный срок продлевается на тот период, в который товар не использовался, и только если это вызвано обстоятельствами, зависящими от продавца.
Частным случаем продления такого срока является случай устранения недостатков товара: гарантийный срок в этой ситуации продлевается на период, в течение которого товар не использовался (п. 3 ст. 20 Закона N 2300-I). При этом уточняется, что указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Очевидно, что приведенное положение относительно порядка исчисления данного периода не должно толковаться в отрыве от остальных положений п. 3 ст. 20 Закона N 2300-I и п. 2 ст. 471 ГК РФ, которые предусматривают продление гарантийного срока только на тот период, когда товар действительно не мог использоваться потребителем. Исчисление периода, на который продлевается гарантийный срок, с момента обращения потребителя означает лишь то, что даже если продавец сразу же после обращения не принял товар к ремонту, но такой товар из-за имеющихся в нем недостатков, за которые отвечает продавец, не мог использоваться потребителем, течение гарантийного срока приостанавливается с момента уведомления продавца о наличии указанных недостатков.
Если же, несмотря на наличие недостатков, товар, в котором они обнаружены, мог использоваться покупателем (и фактически им использовался), то время такого использования не продляет гарантийный срок, даже если покупатель и обратился в течение этого времени с требованием об устранении недостатков к продавцу. Данный вывод подтверждает и судебная практика (смотрите, например, апелляционное определение Тамбовского областного суда от 02.03.2015 по делу N 33-331/2015).
Таким образом, в рассматриваемом случае гарантийный срок должен быть продлен только на то время, когда товар находился в ремонте и фактически не мог использоваться покупателем.
В заключение отметим, что в случае возникновения спора относительно продления гарантийного срока то обстоятельство, что покупатель после обращения к продавцу с требованием об устранении недостатков мог фактически использовать по назначению и использовал проданный ему товар, должен будет доказать продавец как обстоятельство, на которое он ссылается при возражении на требования покупателя (ст. 56 ГПК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

27 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики