Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

13.02.2017
ВОПРОС:
Организацией заключены контракты на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), речь идет о договорах поставки, возмездного оказания услуг и подряда (не о договоре строительного подряда). Локальными актами особый порядок приемки результатов работ не предусмотрен.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. При этом установлено, что в зависимости от результатов приемки:
приемка оформляется соответствующим документом, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - всеми членами приемочной комиссии) и утверждается заказчиком;
отказ в приемке оформляется письменным мотивированным отказом от подписания документа о приемке, который направляется заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, которые установлены контрактом.
Обязательна ли в документе о приемке подпись поставщика (исполнителя услуг), если контракт заключается в размере до 100 000 руб. у единственного поставщика и в контракте не прописано условие об обязательном присутствии поставщика (исполнителя услуг) при приемке результатов работ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оформление двустороннего акта в рассматриваемой ситуации необязательно. Однако приемка выполненных работ и оказанных услуг должна осуществляться в присутствии представителя подрядчика или исполнителя, которое может быть подтверждено подписью такого представителя. Обязанность присутствия при приемке товара представителя поставщика законодательством не установлена

Обоснование вывода:
Особенности исполнения контракта, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, установлены ст. 94 этого Закона. Так, согласно ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель, далее также - контрагент) к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с той же статьей.
По общему правилу условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки включается в контракт (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Однако при заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не включать указанное условие в контракт (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Частью 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Законом N 44-ФЗ не установлены ни требования к процедуре проведения экспертизы силами заказчика, ни требования к оформлению документа о приемке результатов контракта. По смыслу положений ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов контракта оформляется любым документом о приемке: актом приемки-передачи товара, актом выполненных работ (оказанных услуг), накладной (смотрите также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, от 09.12.2014 N Д28и-2709).
В связи с этим отметим, что положениями гражданского законодательства, на котором основывается в том числе Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 данного Закона) предусмотрена необходимость оформления двустороннего акта приемки результата работ только в случае заключения договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Соответственно, в случае заключения договора подряда, не предусматривающего выполнение строительных работ, равно как договора возмездного оказания услуг или поставки, стороны вправе при приемке результата контракта оформить односторонний акт. Однако необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Указанное правило действует и в отношении договора об оказании услуг (ст. 783 ГК РФ).
Обязанность присутствия при приемке товара представителя поставщика законодательством не установлена*(1).
Как видно из п. 1 ст. 720, ст. 783 ГК РФ, приемка работ и услуг должна осуществляться с участием подрядчика (исполнителя). Претензии заказчика к качеству работ нередко не принимаются судами в связи с отсутствием надлежащих доказательств, если такие претензии основаны на результатах исследования результата работ, проводившихся без привлечения подрядчика*(2). Сказанное касается и контрактов на оказание услуг (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 14.07.2015 N Ф09-4475/15).
Поэтому осуществление приемки выполненных работ (оказанных услуг) без участия подрядчика (исполнителя) сопряжено с рисками признания претензий заказчика необоснованными. При этом в случае спора между сторонами по вопросу выявленных в ходе недостатков приемки может встать вопрос о подтверждении присутствия представителя подрядчика или исполнителя. Такое присутствие может быть подтверждено прежде всего его подписью на документе о приемке. В случае отсутствия такой подписи окончательное решение в каждом конкретном случае может принять только суд с учетом фактических обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

27 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

--------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале: Вопрос: При осуществлении процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" может ли заказчик в проекте контракта предусмотреть условие об обязательном присутствии представителя поставщика при приемке товара? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2014 г.).
*(2) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Приемка выполненной работы по договору подряда.

 

Все консультации данной рубрики