Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

15.02.2017
ВОПРОС:
Организация перепродала оборудование. Она учитывала оборудование как основное средство, конечный покупатель учитывал его как товар. Оборудование вышло из строя в течение гарантийного срока и подлежит возврату поставщику. Поставщиком будет осуществлена замена оборудования на такое же.
Каков порядок бухгалтерского учета данной операции у конечного покупателя, а также у организации, осуществлявшей перепродажу оборудования?
ОТВЕТ:

Учет у покупателя

На основании п.п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ покупатель, которому был передан товар ненадлежащего качества, в частности, вправе требовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (например обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Требования, связанные с недостатками товара, покупатель может предъявить продавцу в том числе в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
При этом из целого ряда судебных решений следует, что возврат некачественного товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар (смотрите, например, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 19АП-4037/11, ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2672-10, от 28.01.2010 N КА-А40/14851-09, ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 N А65-10290/2008, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А66-7216/2008).
Нормы законодательства о бухгалтерском учете на сегодняшний день не содержат специальных правил отражения операций, связанных с возвратом поставщику объекта основных средств после его выхода из строя в течение гарантийного срока.
Мы полагаем, что возврат поставщику неисправного оборудования и получение нового в рассматриваемой ситуации следует отражать в бухгалтерском учете аналогично операциям по выбытию одного объекта основных средств и поступлению другого объекта основных средств с учетом некоторых особенностей.
В то же время, учитывая изложенное выше, возврат оборудования поставщику не является для организации-покупателя его "обратной" реализацией.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
На основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Согласно Инструкции расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям".
В этой связи считаем, что остаточная стоимость оборудования списывается с кредита счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", в дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям".
При получении от поставщика или организации-перепродавца нового объекта основных средств конечный покупатель должен осуществить его оприходование в общеустановленном порядке, т.е. по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетом 76, субсчет "Расчеты по претензиям", по стоимости, указанной в полученных первичных документах (п. 8 ПБУ 6/01).
При вводе полученного основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость, сформированная на счете 08, списывается в дебет счета 01 "Основные средства".
Возможную разницу, образующуюся на счете 76, по нашему мнению, следует учесть в составе прочих доходов и отразить по кредиту счета 91, субсчет "Прочие доходы" (п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Учитывая изложенное, полагаем, что в бухгалтерском учете конечного покупателя будут сделаны следующие записи:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основного средства" Кредит 01
- списана первоначальная стоимость возвращаемого оборудования;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства"
- списана сумма начисленной по оборудованию амортизации;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства"
- списана остаточная стоимость оборудования;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС на стоимость возвращенного оборудования*(1);
Дебет 08 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- оприходовано новое оборудование, полученное от поставщика в счет удовлетворения претензии;
Дебет 01 Кредит 08
- введено в эксплуатацию новое оборудование;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена в составе прочих доходов разница между первоначальной стоимостью нового оборудования и остаточной стоимостью вышедшего из строя оборудования.
Кроме того, если поставщик при передаче нового оборудования будет выставлять счет-фактуру, то дополнительно к приведенным выше записям в учете покупателя будут сделаны проводки:
Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма НДС по полученному оборудованию;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- принят к вычету НДС.

Учет у перепродавца

В ситуации, когда претензия предъявляется организации, являющейся перепродавцом оборудования, необходимо учитывать следующее.
Оборудование, полученное как от покупателя (вышедшее из строя), так и от поставщика (взамен вышедшего из строя), является для данной организации товаром (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").
При этом, если руководствоваться представленными в разделе "Учет у покупателя" судебными решениями, можно сделать вывод, что и для перепродавца получение вышедшего из строя оборудования, возврат его поставщику, а также операции с полученным взамен новым оборудованием не требуется отражать как операции по купле-продаже.
На наш взгляд, получение-передача оборудования в данной ситуации отражается организацией-перепродавцом на счете 76, субсчет "Расчеты по претензиям":
Дебет 41 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям с покупателем"
- от покупателя получено оборудование, вышедшее из строя;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям с поставщиком" Кредит 41
- вышедшее из строя оборудование отправлено поставщику;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС на стоимость возвращенного поставщику оборудования*(1);
Дебет 41 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям с поставщиком"
- от поставщика получено новое оборудование взамен вышедшего из строя;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям с покупателем" Кредит 41
- покупателю отправлено новое оборудование взамен вышедшего из строя;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС на стоимость нового оборудования, переданного покупателю*(1).
Если из имеющихся первичных документов следует, что стоимость оборудования (старого и нового) отличается, разница, образующаяся на счете 76, списывается на счет 91 как прочий доход или расход (п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Аналогично покупателю организация-перепродавец, при наличии счетов-фактур покупателя и поставщика, будет делать дополнительные записи, связанные с предъявленным НДС:
Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям с покупателем" (Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям с поставщиком")
- отражена сумма НДС по полученному оборудованию;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- принят к вычету НДС.
В части документального оформления сообщаем.
Основанием для списания с учета стоимости вышедшего из строя оборудования могут быть следующие документы:
- акт о выходе из строя оборудования, подписанный специально созданной комиссией;
- экспертное заключение на вышедшее из строя оборудование;
- претензионное письмо (в котором следует указать сведения о реквизитах договора, акте, а также требования, которые покупатель предъявляет поставщику);
- товаросопроводительные документы "на замену" (может быть применена форма N ТОРГ-12, если данная форма утверждена в организации в качестве первичного документа) (п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5), письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

27 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ряде случаев специалисты финансового ведомства, а также некоторые судьи приходят к вывод, что в связи с возвратом поставщику приобретенного и оприходованного объекта основных средств у организации-покупателя возникает необходимость начислить НДС на стоимость возвращаемого оборудования и выставить соответствующий счет-фактуру (смотрите, например, письма Минфина России от 03.06.2015 N 03-07-11/31971, от 27.02.2012 N 03-07-09/11, постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2012 N Ф09-10098/11 по делу N А50-10130/2011).
Однако, по мнению других судей, возврат бракованного имущества не является обратной реализацией (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 12.02.13 N А65-14995/2012, Московского округа от 07.12.12 N А40-54535/12-116-118).

 

Все консультации данной рубрики