Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.02.2017
ВОПРОС:
В декабре 2016 года заказчик (АО) осуществил конкурентным способом закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Начало оказания услуг по договору - 01.02.2017. Договор с победителем закупки подписан 20.01.2017. После заключения договора контрагент сообщил заказчику, что в 2017 году перешел на УСН и просит изменить цену договора, указав ее в меньшем размере, без учета НДС.
В положении о закупке вопрос об изменении цены договора никак не урегулирован.
Может ли заказчик оставить условие договора о цене в первоначальном виде, или следует изменить это условие?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе не изменять условие договора о цене в приведенном случае, если такое изменение не соответствует его интересам. Вместе с тем запрета на изменение цены договора, заключенного по результатам закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, законодательство не содержит.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, заключаемых по результатам таких закупок, но устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам организациями (заказчиками), перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Заказчики при осуществлении своих закупок руководствуются, помимо норм этого Закона, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).
На основании п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке указываются сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Требования по установленному порядку формирования предлагаемой цены договора обязательны для всех участников закупки. В связи с этим отметим, что ни Закон N 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета налогов. При этом, на наш взгляд, следует исходить из того, что Закон N 223-ФЗ основывается на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а не Налогового кодекса РФ. В силу же ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, тогда как в рамках отношений между сторонами договора следует руководствоваться законодательством гражданским.
Как правило, итоговая цена товара (работы, услуги) формируется с учетом НДС - косвенного налога, предъявляемого его плательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) дополнительно к цене (тарифу) реализации (п. 1 ст. 168 НК РФ). Для целей применения налогового законодательства судебная практика рассматривает НДС как составную часть стоимости товаров (работ, услуг), уплачиваемую покупателями в составе цены договора, независимо от того, как вопрос решен в самом договоре (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09).
Для целей гражданского законодательства, что, в частности, следует из ст. 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается. Указание в тексте договора, что его цена "включает НДС" или установлена "без учета НДС", по существу отражает порядок определения этой цены (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), но само по себе не влияет ни на размер этой цены, ни, тем более, на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности (косвенно сказанное подтверждает позиция, высказанная в ответе на вопрос 3 письма Минэкономразвития России от 29.12.2011 N Д28-77).
Таким образом, для целей отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ, имеет значение именно цена, согласованная сторонами в ходе осуществления закупки и указанная в договоре, вне зависимости от того, включает ли она НДС (если контрагент по какой-либо причине освобожден от уплаты этого налога).
В рассматриваемом случае заказчик в извещении о проведении закупки указывал цену с учетом НДС. Подавая заявку на участие в закупке, участник подтвердил свое согласие исполнить условия контракта, указанные в закупочной документации. Следовательно, контракт должен быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных закупочной документацией, и по цене, предложенной указанным участником процедуры закупки в заявке. Изменение налогового режима, применяемого победителем запроса котировок, как в момент заключения контракта, так и в процессе его исполнения, не влияет на цену контракта и ее составляющие (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2014 N Ф07-7237/14 по делу N А56-66216/2013).
Вместе с тем, по смыслу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, при заключении договора цена закупаемых товаров, работ, услуг может быть изменена по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств заказчиками (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/14). Полагаем, что цена в этом случае может изменяться только в сторону уменьшения и только по обоюдному согласию сторон.
Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации стороны вправе изменить условие договора о цене договора, указав меньшую стоимость за минусом НДС. Разумеется, заказчик в этом случае утратит свое право на возмещение соответствующей суммы НДС по итогам налогового периода (пп. 1 п. 1 ст. 146 и ст. 176 НК РФ). Если изменение условий договора не соответствует интересам заказчика, подписывать соответствующее соглашение он не обязан. И в любом случае победитель закупки не вправе требовать указания в договоре полной стоимости товара (работ, услуг), указанной в котировочной заявке, без выделения НДС, основываясь на изменении своего налогового статуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

3 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики