Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.02.2017
ВОПРОС:
Плательщик оплатил поставщику для федерального бюджетного учреждения Минздрава России в качестве пожертвования волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) за 2200 м в размере 5000 рублей, заключив трехсторонний договор. Выкупленные для учреждения ВОЛС обеспечивают функционирование только данного бюджетного учреждения (Интернет по данным линиям связи поступает в 12 отдельно выделенных на балансовый учет корпусов). К договору приложена техническая документация без указания стоимости.
Какие проводки можно применить в данной ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Профильной комиссией учреждения может быть принято решение об учете поступивших на безвозмездной основе линий связи в качестве отдельного объекта основных средств - движимого либо недвижимого сооружения. Поступление данного объекта отражается с применением счета 2 401 10 180 "Прочие доходы".

Обоснование вывода:
Для того чтобы определить, какими корреспонденциями отразить в учете бюджетного учреждения ситуацию по поступлению в качестве пожертвования линий связи, необходимо понять:
- будет ли данный объект учтен в качестве отдельного нефинансового актива либо включен в состав других нефинансовых активов;
- если линии связи будут учтены в качестве отдельного нефинансового актива, то к какой группе и виду имущества они будут отнесены.
Отметим, что решение данных вопросов не может находиться в исключительной компетенции сотрудников бухгалтерской службы учреждения. Соответствующие вопросы решаются уполномоченными должностными лицами учреждения, как правило, постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов. Именно профильная комиссия, согласно положениям п.п. 25, 34 "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принимает решения:
- о принятии к учету объектов нефинасовых активов;
- об определении оценочной стоимости нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно.
В Вашей ситуации ВОЛС обеспечивают функционирование Интернета в 12 зданиях (корпусах), закрепленных за учреждением на праве оперативного управления. Срок полезного использования данных сетей связи никак не меньше 12 месяцев. ВОЛС либо аналогичные объекты не поименованы в п.п. 99, 118 Инструкции N 157н как объекты, которые независимо от срока их полезного использования подлежит учитывать в составе материальных запасов.
В то же время линии связи удовлетворяют критериям отнесения их к основным средствам, установленным п.п. 38, 39 Инструкции N 157н, а именно:
- срок их полезного использования - более 12 месяцев;
- ВОЛС предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
- линии связи находятся в эксплуатации;
- они не относятся к материальным запасам.
В то же время остается открытым вопрос, можно ли ВОЛС учесть в качестве отдельного основного средства, ведь сам по себе, без подключения к устройствам, установленным в зданиях учреждения, выполнять свои функции (подавать сигнал сети Интернет) данный объект не может. В то же время линии связи обеспечивают функционирование сразу нескольких объектов - корпусов учреждения. Соответственно, учесть в составе одного из зданий, как в случае с внутренними коммуникациями, данный объект нельзя (смотрите п. 45 Инструкции N 157н). Тем более что переданные учреждению ВОЛС по большей части (или даже целиком) расположены вне зданий учреждения.
Таким образом, уполномоченными должностными лицами учреждения может быть принято решение об учете полученных линий связи в качестве отдельного объекта основных средств.
Следует отметить, что при постановке на учет подобных объектов зачастую перед должностными лицами возникает проблема по их квалификации в качестве движимого или недвижимого имущества. Вопрос об учете линий связи в качестве недвижимого или движимого имущества решается также уполномоченными должностными лицами учреждения на основании имеющейся документации, анализа нормативных актов, в частности, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68. При этом сами линии связи, если они учитываются отдельно от объектов, созданных или приспособленных для их размещения, подлежат учету в составе движимого имущества (смотрите, в частности, письма Минфина России от 02.04.2013 N 03-05-05-01/10624, от 27.03.2013 N 03-05-05-01/9648).
Группировка объектов по видам имущества осуществляется в соответствии с ОКОФ (п. 53 Инструкции N 157н). В соответствии с положениями письма Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243 "О введении с 1 января 2017 года нового Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ)":
- по объектам, принятым к бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе основных средств до 1 января 2017 года, группировка определяется согласно ОКОФ ОК 013-94;
- по объектам, принимаемым к бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе основных средств с 1 января 2017 года, группировка определяется согласно ОКОФ ОК 013-2014.
Отметим, что исходя из положений как "старого", так и "нового" ОКОФ линии связи подлежат учету в составе сооружений.
Пожертвование является одной из разновидностей договора дарения (ст. 582 ГК РФ). По договору пожертвования одна сторона передает другой стороне вещь (в том числе путем оплаты товаров, работ, услуг) безвозмездно.
Согласно абз. 13 п. 150 и абз. 10 п. 9 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, принятие к учету объектов имущества, за исключением денежных средств, полученных бюджетным учреждением в виде дара, пожертвования, отражается на основании договора, Акта приема-передачи (Акта дарения), подтверждающих безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов бюджетным учреждением по кредиту счета 2 401 10 180 "Прочие доходы" в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 2 100 00 000 "Нефинансовые активы", 2 200 00 000 "Финансовые активы".
Отметим, что в настоящее время организации госсектора при поступлении нефинансовых активов безвозмездно могут применять Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) с приложением, в случае необходимости (если принимается к учету объект недвижимого имущества), Выписки из ЕГРП, подтверждающей проведенную регистрацию права на недвижимый объект (п.п. 34, 36 Инструкции N 157н, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, для отражения поступления в бюджетное учреждение на безвозмездной основе ВОЛС может быть применена корреспонденция:
Дебет 2 101 Х3 310 Кредит 2 401 10 180
- на основании решения профильной комиссии, оформленного Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) с приложением, в случае необходимости, Выписки из ЕГРП, отражено принятие ВОЛС к учету в составе основных средств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Группировка основных средств - применение ОКОФ (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики