Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.02.2017
ВОПРОС:
Учреждением создан резерв на оплату отпусков. Начисляется данный резерв с применением счета 109 60, который на конец финансового года будет закрыт (счет 401 60 при этом остается открытым). Фактическая себестоимость услуг в части оплаты труда, сформированная на счете 109 60, будет превышать сумму средств, выплаченных на оплату труда.
Необходимо ли по окончании финансового года закрыть в бухгалтерском учете резерв по отпускам, сформированный на счете 401 60? Если да, то какими бухгалтерскими проводками это следует оформить?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закрытие счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" по окончании финансового года возможно только в том случае, если по итогам инвентаризации, а также в соответствии с установленной методологией учета резервов в учреждении можно констатировать, что оплата отпусков за счет созданных резервов осуществлена в полном объеме.
В противном случае сумма резерва должна быть подтверждена в установленном порядке и соответствовать обязательствам учреждения перед сотрудниками по оплате отпусков.

Обоснование вывода:
Согласно п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов" отражаются предстоящие обязательства учреждения, возникающие вследствие прошлых событий или фактов хозяйственной жизни, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. В частности, на этом счете отражаются суммы, зарезервированные для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.
Положения Инструкции N 157н не обязывают учреждение под сформированный резерв иметь остатки денежных средств на лицевом счете.
В письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 обозначены, в частности, следующие цели формирования резервов предстоящих расходов:
- отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства;
- равномерное отнесение расходов на финансовый результат учреждения.
Так, при формировании резерва на оплату отпусков учреждение использует информацию о тех отпусках, которые сотрудники на конец определенного периода уже заработали. То есть у учреждения уже возникло обязательство по оплате отпуска за отработанный сотрудником период, указанные расходы фактически относятся к текущему периоду и формируют себестоимость услуги (продукции), однако их выплата будет произведена в будущем, когда сотрудники реализуют свое отложенное право на получение сумм причитающихся им отпускных. Поэтому суммы сформированных в текущем году резервов на оплату отпускных обоснованно должны быть отнесены на финансовый результат именно текущего финансового года.
В связи с тем, что суммы резервов (отложенных обязательств) являются оценочными величинами, в целях формирования достоверной отчетности в учетной политике следует предусмотреть порядок инвентаризации (корректировки) "длящихся" резервов (прежде всего резерва на оплату отпусков), а также порядок их списания. При инвентаризации перед составлением отчетности суммы резервов могут быть списаны или скорректированы (уточнены) в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета.
В письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 указано, что уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно" (уменьшение ранее сформированного резерва). Соответственно, в случае принятия решения о списании какого-либо резерва этот факт хозяйственной жизни оформляется способом "Красное сторно".
При этом следует учитывать, что резервы формируются в целях составления полной и достоверной информации об обязательствах организации госсектора по методу начисления. Поэтому отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Неотражение в бухгалтерском (бюджетном) учете резервов предстоящих расходов может повлечь искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности (смотрите, например, решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15.12.2015 по делу N 12-2070/2015).
Таким образом, закрытие счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" возможно только в том случае, если по итогам инвентаризации, а также в соответствии с установленной методологией учета резервов в учреждении можно констатировать, что оплата отпусков за счет созданных резервов осуществлена в полном объеме.
В противном случае сумма резерва должна быть подтверждена в установленном порядке и соответствовать обязательствам учреждения перед сотрудниками по оплате отпусков.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Резерв на оплату отпусков в госучреждении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики