Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

01.03.2017
ВОПРОС:
Организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и на основании договора аренды зарегистрировала их в системе "Платон". Арендованные транспортные средства использовались в производственной деятельности. В течение срока аренды транспортных средств организация оплачивала платежи по системе "Платон". Сумма платы в систему "Платон" арендодателем не возмещается.
Может ли организация принимать к налоговому учету затраты, понесенные по платежам в систему "Платон"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом, учитывая, что официальных разъяснений уполномоченных ведомств по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось, мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от нашей.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При оценке соответствия осуществленных затрат указанным требованиям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14.
Так, в. определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указывается на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
В соответствии с частью 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, - водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств, и зачисляется в федеральный бюджет.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ (часть 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее также соответственно - транспортные средства, Плата) (п. 1 Правил).
Взимание Платы осуществляется с использованием системы взимания платы (п. 3 Правил). Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, носит название "Платон" (сокращение от "плата за тонну").
Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющем собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств (п. 4 Правил).
При этом в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре (п. 42 Правил).
В данной ситуации организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. По договору аренды (или имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцем транспортного средства признается в том числе лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Следовательно, организация, владея транспортным средством на основании договора аренды, является владельцем транспортного средства на законном основании и подлежит регистрации в системе "Платон" и, соответственно, обязана вносить Плату.
Организация-арендатор использует транспортные средства в производственной деятельности. Без внесения Платы она не смогла бы осуществлять свою деятельность. На этом основании, по нашему мнению, арендатор вправе учесть сумму Платы в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (при условии, что договором аренды не предусмотрено возмещение арендодателем понесенных указанных расходов арендатором).
Из разъяснений Минфина России также следует, что Плата, уплачиваемая владельцами транспортных средств на основании Закона N 257-ФЗ, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом подтверждающим документом в отношении таких расходов будет служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте (письма от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).
Таким образом, по нашему мнению, организация-арендатор, которая зарегистрировала транспортное средство в реестре в установленном порядке, при наличии указанных выше документов вправе учесть в составе прочих расходов сумму внесенной Платы в отношении арендованных транспортных средств.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее - Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы, суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют по 31.12.2018 включительно (ч.ч. 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
В частности, нормами НК РФ на указанный период предусмотрено уменьшение суммы исчисленного транспортного налога на сумму Платы (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Указанные изменения касаются собственников транспортных средств, являющихся плательщиками транспортного налога в отношении рассматриваемых транспортных средств, и были внесены в ст. 362 НК РФ в связи с тем, что введение Платы увеличило финансовую нагрузку на владельцев большегрузных транспортных средств, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования. Льгота предусмотрена непосредственно в целях снижения финансовой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога (смотрите Пояснительную записку к проекту федерального закона N 1053039-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"), причем в приведенной выше Пояснительной записке также подтверждается, что Плата учитывается плательщиками налога на прибыль организаций в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. (Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием Закона N 249-ФЗ.)
При этом сумма Платы в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузных транспортных средств, не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 48.21 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 21.11.2016 N 03-05-05-04/68317, от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177).
Однако в данной ситуации организация-арендатор не является плательщиком транспортного налога, которым является арендодатель транспортного средства. Следовательно, нормы п. 48.21 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются (вследствие чего организация - арендодатель транспортного средства при условии, что по условиям договора аренды не возмещает арендатору сумму Платы, будет вынуждена платить транспортный налог в полном размере). Поэтому считаем, что вся сумма Платы, внесенная арендатором в соответствии с Законом N 257-ФЗ, учитывается им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Отметим, что официальных разъяснений уполномоченных органов по аналогичным ситуациям нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от изложенной выше.
К тому же на одном из сайтов в сети Интернет появились рекомендации действительного государственного советника РФ 3-го класса Сергея Разгулина, из которых следует, что арендатор не вправе уменьшить налог на прибыль на сумму уплаченной им Платы. Мнение основано на том, что в расходы можно включить только разницу между платой за вред и транспортным налогом. А поскольку транспортный налог арендатор не платит, то эту разницу он определить не сможет.
В целях оценки возможных налоговых рисков налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту учета за соответствующими персональными разъяснениями (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а также в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики