Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

01.03.2017
ВОПРОС:
Организация имеет служебный автобус, осуществляется перевозка только своих работников на работу и с работы.
В организации помимо перевозок собственных сотрудников осуществляются грузовые перевозки товаров, проданных организацией в рамках договора поставки. На такие перевозки с покупателями товаров могут заключаться договоры перевозки груза.
Должность специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, занимает начальник гаража, лицо с высшим образованием, имеющий диплом от 24.06.1989 по программе "Технический контроль и диагностика автотранспортных средств".
Соответствуют ли данные условия требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287? Достаточно ли высшего образования начальника гаража, чтобы организация не нарушала ст. 12.31.1 КоАП РФ?
Необходимо ли по приказу Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 проводить аттестацию специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения?
ОТВЕТ:

В соответствии с п.п. 1 и 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее - Положение N 13/11), в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств обязательной аттестации подлежат лица, занимающие в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, должности руководителей и специалистов, названные в Приложении N 1 к Положению N 13/11. В частности, в таком перечне названы начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля организаций.
Из приведенных норм следует, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех из них, которые занимают должности, упомянутые в Приложении N 1 к Положению N 13/11.
Вывод о том, что обязанность прохождения лицом, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, распространяется на работников не всех организаций, эксплуатирующих транспортные средства, вытекает и из положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Дело в том, что данная статья выделяет две категории юридических лиц: юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п. 1 этой статьи, и юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения. Сопоставление содержания данных норм свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В Законе N 196-ФЗ и Положении N 13/11 не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Однако анализ законодательства показывает, что под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом оно понимает перевозку юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определенный пункт назначения (ст.ст. 784-785 ГК РФ, п.п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Следовательно, можно сделать вывод, что аттестация, предусмотренная Положением N 13/11, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 04.05.2016 N 3-АД16-1).
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287 профессиональных и квалификационных требований (далее - Квалификационные требования), предъявляемых к работникам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
Во-первых, из содержания п. 7 и п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств [_], утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59, следует, что Квалификационные требования так же, как и Положение N 13/11, применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. А во-вторых, из самого содержания Квалификационных требований следует, что они приняты, в том числе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, который, как уже отмечалось выше, распространяется только на тех юридических лиц, которые осуществляют перевозку пассажиров и груза на основании соответствующих договоров.
Таким образом, для тех юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у их работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями, также не является обязательным, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 02АП-10770/16).
Вместе с тем, как следует из вопроса, юридическое лицо, осуществляющее перевозку собственных работников, осуществляет в то же время и перевозку грузов. И хотя данные грузы представляют собой товар, реализованный самим юридическим лицом, однако на перевозку такого товара с покупателями заключаются отдельные договоры перевозки.
В связи с этим мы не можем исключить того, что контролирующими органами такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность по перевозке грузов на основании гражданско-правового договора. А, как уже отмечалось выше, такая деятельность предполагает соблюдение требований п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, Положения N 13/11 и Квалификационных требований применительно к начальнику подразделения, отвечающему за безопасность дорожного движения в организации.
Таким образом, в том случае, если деятельности организации будет дана соответствующая квалификация, работнику, указанному в вопросе, необходимо будет проходить аттестацию в порядке, установленном Положением N 13/11. Кроме того, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", либо диплом о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в указанную группу, и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Отметим, что направление подготовки, указанное в дипломе о высшем образовании сотрудника, названного в вопросе, не упоминается ни в укрупненной группе 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", ни в иных группах специальностей и направлений подготовки, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 N 1061. В укрупненной группе 23.00.00 имеется лишь такая специальность, как "Наземные транспортно-технологические средства". Однако каких-либо нормативных правовых актов о соответствии названной специальности специальности, указанной в вопросе, нам обнаружить не удалось.
Поэтому мы не исключаем, что сотруднику организации, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с отсутствием какой-либо правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство образования и науки РФ, а также Федеральную службу транспортного надзора РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

7 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики