Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.03.2017
ВОПРОС:
Распространяется ли действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на приобретение акционерным обществом в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, должны заключаться заказчиком в соответствии с требованиями ЗК РФ. При этом во избежание неблагоприятных последствий соответствующий порядок заключения договора целесообразно предусмотреть и в положении о закупке.

Обоснование позиции:
Как правило, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, порядок подготовки, организации и проведения которого установлен положениями земельного законодательства (п. 1 ст. 39.6, ст. 39.11, ст. 39.12, ст. 39.13 ЗК РФ)*(1).
Лица, на которых распространяются требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), обязаны осуществлять закупки, руководствуясь этим законом, а также утвержденным в установленном порядке и размещенным в единой информационной системе положением о закупке. Последнее является по существу единственным документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и устанавливает порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, критерии выбора способа закупки, то есть процедуры выбора контрагента (в данном случае - арендодателя) и заключения с ним договора, определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Аналогичные разъяснения неоднократно давали и представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 26.08.2015 N Д28и-2452, письмо от 31.07.2015 N Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 N Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 N Д28И-2886).
С одной стороны, представляется очевидным, что положениями ЗК РФ предусмотрен специальный порядок передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который должен соблюдаться во всех случаях, кроме установленных этим кодексом исключений. Этот порядок, безусловно, имеет приоритет перед предусмотренными положением о закупке конкретного заказчика процедурами, которые должны быть соблюдены при заключении договора аренды земельных участков. Содержание положения о закупке не может конкурировать с нормами ЗК РФ. Поэтому предусмотренные положением о закупке правила, разумеется, не могут противоречить порядку заключения договоров аренды, предусмотренному ЗК РФ.
С другой стороны, формально заказчики обязаны при закупках руководствоваться действующим у них положением о закупке и при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Аренда (в том числе земельных участков) не отнесена Законом N 223-ФЗ к отношениям, которые выведены из-под регулирования этого закона (ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 письма ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14). Формально это означает, что лица, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны при приобретении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, руководствоваться в том числе действующим у них положением о закупке. Следовательно, если требования этого документа идут вразрез с требованиями ЗК РФ, нельзя исключить, что заключение указанного в вопросе договора может быть квалифицировано как осуществление закупки с нарушением Закона N 223-ФЗ (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.10.2016 N Ф08-5810/16)*(2), что, в свою очередь, влечет неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика. Этот риск может быть полностью исключен только путем предварительного (до заключения договора аренды) внесения соответствующих корректировок в положение о закупке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

2 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу смотрите следующий материал: Энциклопедия решений. Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем проведения аукциона.
*(2) Отметим, что в ЕИС можно обнаружить сведения о закупках, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, предметом которых является заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (закупки N 31704729903, N 31604592919, N 31503135543).

 

Все консультации данной рубрики