Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.03.2017
ВОПРОС:
В учете автономного учреждения на забалансовом счете 21 учитываются дрель и магнитофон, на забалансовом счете 09 - автошины. Данное имущество необходимо списать по следующим причинам: у магнитофона сломан корпус, дрель не подлежит восстановлению по причине механического износа, у автошин стерт рисунок протектора.
Каков порядок списания имущества с забалансовых счетов 09, 21? Какие первичные документы следует оформлять? Необходимо ли заключение эксперта?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание автошин по причине стертости рисунка протектора может быть осуществлено на основании решения Комиссии, оформленного соответствующим актом, а также на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего замену автошин на автомобиле.
Списание дрели и магнитофона осуществляется на основании Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), составляемого Комиссией на основании ее решения, оформленного соответствующим актом.
При списании имущества обязательного заключения приглашенного специалиста не требуется. Сторонний специалист может быть приглашен к участию в заседании Комиссии при отсутствии работников учреждения, обладающих специальными знаниями.

Обоснование вывода:
1. Учитывая положения п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), выбытие основных средств, материальных запасов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия). Итогом работы Комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами Комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Обратите внимание: если комиссия признала объект подлежащим списанию, сразу же необходимо принять решение в том числе по вопросу возможности (целесообразности) использования в деятельности учреждения отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных при списании объекта.
Приказом руководителя учреждения утверждаются:
- положение о Комиссии;
- персональный состав Комиссии.
В положении о Комиссии, как правило, раскрываются вопросы, касающиеся полномочий Комиссии, ее количественного состава, порядка принятия решения о списании имущества и т.п. Кроме этого положение о Комиссии может регламентировать возможность приглашения для участия в заседаниях экспертов при отсутствии работников учреждения, обладающих специальными знаниями*(1).
2. Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Особенности списания имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и находящегося в собственности муниципального образования "город Оренбург", определяются постановлением администрации города Оренбурга от 16.09.2013 N 2427-п (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.3 Положения списанию подлежит имущество по следующим основаниям:
1) пришедшее в негодность вследствие физического износа;
2) морально устаревшее;
3) в связи со строительством нового объекта, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением организаций, цехов или других объектов;
4) выбывшее из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения в результате действий третьих лиц (умышленного уничтожения, порчи, хищения), стихийных бедствий (пожаров, наводнений), дорожно-транспортных происшествий, аварий или других чрезвычайных ситуаций.
Имущество подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке реализовано, передано другим предприятиям, учреждениям, пользователям или относительно которого не могут быть определены другие способы использования (п. 1.4 Положения).
Списание имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, стоимостью до 3000 рублей в случае, если оно пришло в непригодность и истек амортизационный срок службы, осуществляется учреждениями самостоятельно (п. 1.5 Положения). Следовательно, при списании дрели и магнитофона, учитывающихся на счете 21, распоряжения Комитета по управлению имуществом города Оренбурга не требуется.
Выбытие объектов основных средств с забалансового счета 21, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании, производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету (п. 373 Инструкции N 157н). В данном случае может использоваться Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), составляемый Комиссией на основании решения указанной Комиссии о необходимости списания объектов основных средств.
Таким образом, списание дрели и магнитофона осуществляется на основании Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), составляемого Комиссией на основании ее решения, оформленного соответствующим актом.
3. Выбытие материальных ценностей с забалансового счета 09 осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Также запасные части, установленные на транспортное средство и учитываемые на забалансовом счете 09, списываются при выбытии транспортного средства (п. 349 Инструкции N 157н).
В обоих случаях материальные ценности окончательно списываются с учета по решению Комиссии, согласно которому они признаются непригодными к использованию и не могут быть реализованы, переданы на другое транспортное средство и т.п. Учетной политикой учреждения может быть предусмотрено оформление решения Комиссии о списании с учета пришедших в негодность комплектующих Актом о списании материальных запасов (форма 0504230).
Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин, в данный момент не существует.
Рядом федеральных ведомств разработан собственный порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению, в том числе в части организации учета и списания автотранспортных шин*(2).
В случае отсутствия такого порядка на уровне ведомства или вышестоящей организации учреждение вправе самостоятельно разработать этот порядок в рамках формирования учетной политики, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н (в соответствии с п. 6 Инструкции N 157н).
Согласно письму Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин определяются заводом - изготовителем автотранспортных шин. Однако перепробег шины установленным эксплуатационным нормам сам по себе не может служить основанием для ее списания, если шина по своему техническому состоянию пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны не пригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее - Правила N 1008). Так, пунктом 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к не пригодным для дальнейшей эксплуатации:
- наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
- местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (например механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
Таким образом, списание автошин по причине стертости рисунка протектора может быть осуществлено на основании решения Комиссии, оформленного соответствующим актом, а также на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего замену автошин на автомобиле.
4. После утверждения Акта о списании в госучреждении под контролем профильной комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании. Перечень примерных мероприятий, предусматривающих дальнейшую судьбу списываемых основных средств, предусмотрен п. 51 Инструкции N 157н. К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Перечень мероприятий является открытым.
Согласно п. 335 Инструкции N 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его утилизации, разборки, уничтожения учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".
Таким образом, после утверждения Акта о списании нефинансовые активы списываются с забалансовых счетов 21 и 09 и принимаются на забалансовый счет 02 в целях обеспечения надлежащего контроля за их сохранностью на время проведения демонтажа или иных мероприятий, предусмотренных Актом о списании. Окончательное списание данных нефинансовых активов производится с забалансового счета 02 после завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Счет 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

9 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, примерную форму Положения о комиссии по поступлению и выбытию активов (подготовлено экспертами компании "Гарант").
*(2) Смотрите, например:
- приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 04.12.2014 N 272 "Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта";
- распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р "Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".

 

Все консультации данной рубрики