Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.03.2017
ВОПРОС:
Орган государственной власти (заказчик по государственному контракту) должен вернуть обеспечение по контракту поставщику, однако сделать это не удается (средства не доходят до получателя, возможно, он ликвидирован).
На основании чего можно перевести данные денежные средства в доход бюджета? Необходимы ли документы, подтверждающие ликвидацию поставщика? Какими бухгалтерскими записями отразить перевод сумм с лицевого счета по учету средств во временном распоряжении на лицевой счет администратора доходов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для перевода средств во временном распоряжении в доход бюджета может быть решение профильной комиссии учреждения о признании соответствующих сумм не востребованными законными владельцами.
Для отражения перевода средств во временном распоряжении с соответствующего лицевого счета на лицевой счет администратора доходов бюджета может применяться счет 209 83 "Расчеты по иным доходам".

Обоснование вывода:
Суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов, относятся к средствам во временном распоряжении. Учет средств во временном распоряжении осуществляется с применением счета 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (согласно п. 267 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Данные средства учитываются участниками бюджетного процесса на отдельном лицевом счете, открываемом специально для средств во временном распоряжении (п.п. 4, 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н).
При определенных условиях средства, поступившие во временное распоряжение участника бюджетного процесса, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета наряду с иными доходами получателя средств бюджета (ст. 41 БК РФ). Это может быть в ситуации, когда средства во временном распоряжении остаются не востребованными законными владельцами. Процедура признания суммы во временном распоряжении не востребованной законными владельцами может быть аналогична процедуре признания кредиторской задолженности невостребованной.
В соответствии с п. 371 Инструкции N 157н для казенных учреждений и органов власти порядок списания кредиторской задолженности с балансового и забалансового учета устанавливается главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета). Основанием же для ее списания является решение профильной комиссии учреждения.
Относительно средств, поступивших в обеспечение контракта, может быть применен аналогичный подход. В ситуации, когда становится ясным, что вернуть эти средства по назначению не представляется возможным, перед профильной комиссией учреждения может быть поставлен вопрос о признании суммы во временном распоряжении не востребованной законным владельцем и о ее направлении в доход бюджета.
В свою очередь, профильная комиссия принимает соответствующее решение на основании документов, имеющихся в распоряжении. Ликвидация юридического лица подтверждается исключением его из единого государственного реестра юридических лиц. Соответственно, в качестве обоснования невозможности возврата средств во временном распоряжении по назначению могут быть подтверждающие исключение юридического лица из ЕГРЮЛ документы. В случае если ликвидация юридического лица еще не завершена, то в качестве подтверждения отсутствия требований со стороны поставщика могут быть письмо или иные подтверждающие документы. Однако в любом случае достаточность имеющихся данных для признания средств во временном распоряжении не востребованными законными владельцами определяется профильной комиссией учреждения.
В соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, иные неналоговые доходы, не отнесенные на другие коды доходов, подлежат отражению с применением статьи 180 "Прочие доходы" КОСГУ и статьи 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Соответственно, для учета поступлений от перевода средств во временном распоряжении в доход бюджета может применяться один из следующих счетов (согласно п.п. 199, 221 Инструкции N 157н):
- счет 205 81 "Расчеты с плательщиками прочих доходов";
- счет 209 83 "Расчеты по иным доходам".
Поскольку в рассматриваемом случае фактически расчетов с плательщиками доходов бюджета не производится, то для отражения данной ситуации обоснованно может быть применен счет 209 83 "Расчеты по иным доходам".
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, в учете администратора доходов перевод средств во временном распоряжении в состав доходов бюджета может быть отражен с применением следующих бухгалтерских записей:
1) Дебет КДБ 1 209 83 560 Кредит КДБ 1 401 10 180
- принято решение о переводе средств во временном распоряжении в доход бюджета, начислены соответствующие доходы;
2) Дебет гКБК 3 304 01 830 Кредит гКБК 3 201 11 610,
одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)
- денежные средства перечислены в доход бюджета;
3) Дебет КДБ 1 304 05 180 Кредит КДБ 1 209 83 660
- денежные средства зачислены в доход бюджета.
Согласно п. 371 Инструкции N 157н задолженность госучреждения, не востребованная кредиторами, после списания с балансового учета должна быть отражена на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами" для наблюдения за ней в течение срока исковой давности. Однако в предложенных обстоятельствах при наличии документов, подтверждающих ликвидацию кредитора, или документов, подтверждающих прощение долга, отражение списываемой с баланса задолженности на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами" не производится.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение. Счет 304 01 (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет операций со средствами, полученными во временное распоряжение и не истребованными кредиторами (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, в случае их перевода в состав доходов (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

14 февраля 2017 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики