Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.03.2017
ВОПРОС:
Налогоплательщик (физическое лицо) своевременно оплатил транспортный налог. Налог уплачивался через банкомат посредством использования банковской карты (подтверждающими уплату налога квитанциями являются чеки банкомата). Распечатка платежей, которая была взята в банке, позволяет идентифицировать произведенный платеж как налоговый и заверена сотрудником банка.
После истечения срока для уплаты налога из налоговой инспекции им было получено налоговое уведомление о необходимости уплаты данного транспортного налога и начислена пеня. Обратившись в налоговую инспекцию, выяснилось, что налог не оплачен. В ответ на это налогоплательщиком в налоговую инспекцию подано заявление, приложены квитанции об оплате данного налога.
Налоговая инспекция после проверки по заявлению выяснила, что деньги банком не перечислены, а сам банк на запрос налоговой инспекции ответил, что такого платежа не выявлено. Между тем имеется квитанция об уплате налога, налогоплательщик в данном банке взял распечатку всех платежей со своего счета, в которой такой платеж отражен.
Как в данной ситуации быть налогоплательщику? Обязан ли он исполнять требования налогового органа о повторной уплате налога и пени?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате транспортного налога. Соответственно, он не обязан исполнять требования налогового органа о повторной уплате налога, а также пени, основания для начисления которой отсутствуют. Налогоплательщик может обжаловать указанные требования налогового органа в установленном НК РФ порядке.

Обоснование вывода:
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность исполнить данную обязанность путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации (письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-05-06-03/18451, от 17.06.2015 N 03-05-06-03/34927).
Согласно п. 28 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" банкомат представляет собой автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
По нашему мнению, при решении вопроса об исполнении обязанности по уплате налога через банкомат посредством использования банковской карты следует руководствоваться пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, которым установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 указанной статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Подтверждением уплаты налоговых платежей через терминалы и банкоматы банка является чек-ордер, в котором содержатся все необходимые реквизиты для идентификации налоговым органом платежа, плательщика и получателя денежных средств (смотрите следующий материал: Вопрос: Что является подтверждением уплаты налоговых платежей через терминалы и банкоматы банка? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2013 г.)).
О том, что чек на списание денежных средств и чек-ордер с реквизитами платежа являются документами, подтверждающим оплату налога с использованием банковских карт, упоминается и в инструкции по оплате налоговых платежей через устройство самообслуживания или банкомат с помощью пластиковой карты "Сберкарт" и международных банковских карт, выданных Сбербанком, доступной на сайте ФНС России (www.nalog.ru/html/sites/www.r55.nalog.ru/Shmydko/Instruction_billing_231 02009.doc).
Распечатанные банкоматом документы признаются в качестве документов, подтверждающих уплату налога, и судами (смотрите, например, решения Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 02.03.2016 по делу N 2а-1620/2016, Залегощенского районного суда Орловской области от 04.02.2015 по делу N 2-51/2015).
Как видим, положения пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ не связывают факт признания обязанности по уплате налогов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. В данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов в бюджет (письмо ФНС России от 22.05.2014 N СА-4-7/9954).
На основании п. 1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (далее - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ (далее - поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ).
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 60 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных указанной статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ. При этом применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
Из условий рассматриваемой ситуации не следует, что в данном случае имеют место обстоятельства, перечисленные в п. 4 ст. 45 НК РФ, поэтому считаем, что на основании пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. Подтверждают данное обстоятельство чеки банкомата и заверенная сотрудником банка распечатка платежей со счета налогоплательщика.
В письме ФНС России от 22.05.2014 N СА-4-7/9954 также отмечается, что в случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка, в связи с чем в данном случае повторное взыскание с налогоплательщика налогов является неправомерным.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога была исполнена налогоплательщиком в установленный для этого срок, недоимка в данном случае отсутствует, что, в свою очередь, исключает начисление и уплату (взыскание) пени (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации банк не исполнил поручение налогоплательщика на уплату транспортного налога, поэтому взыскание данного налога должно осуществляться с банка в соответствии с нормами НК РФ, предусматривающими соответствующий механизм (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2016 N Ф06-5776/16 по делу N А55-13727/2015). Налогоплательщик же не должен нести ответственности за невыполнение банком возложенной на него обязанности по перечислению денежных средств со счета налогоплательщика в бюджетную систему РФ в счет уплаты налога (смотрите также определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 108-О, от 10.01.2002 N 4-О).
Таким образом, налогоплательщик в данном случае имеет право не исполнять неправомерные требования налогового органа о повторной уплате транспортного налога и пени, которые он может обжаловать в установленном НК РФ порядке (пп.пп. 11, 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд;
- Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

16 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики