Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.03.2017
ВОПРОС:
Автономное образовательное учреждение обслуживалось централизованной бухгалтерией на основании договора о ведении бухгалтерского учета. Предметом данного договора были ведение централизованной бухгалтерией учета, подготовка и сдача отчетности.
С 1 апреля 2016 года данное учреждение перешло на самостоятельное ведение бухгалтерского учета. После расторжения договора учреждению были переданы первичные документы и регистры бухгалтерского учета. Отчетность за I квартал 2016 года была составлена централизованной бухгалтерией. На 01.04.2016 остатки по основным средствам, материальным запасам, кредиторской и дебиторской задолженностям были переданы бухгалтерией через счет 401 20 241 по передаточному акту и приняты учреждением через счет 401 10 180. При сдаче годовой отчетности главному распорядителю отчет сдан централизованной бухгалтерией с 1 января по 31 марта 2016 года.
В 2016 году реорганизационных, ликвидационных мероприятий не проводилось, тип учреждения не менялся. Учредитель и сотрудники не менялись.
Каким образом следовало передать остатки при переходе к самостоятельному учету в середине года? Какую в рассматриваемой ситуации следовало сдавать годовую отчетность: единую или составленную частично централизованной бухгалтерией, частично автономным учреждением?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономному учреждению следует сформировать и представить учредителю отчетность за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 с учетом всех операций, в том числе отраженных при ведении учета централизованной бухгалтерией.
Факт передачи остатков, учтенных на счетах бухгалтерского учета, на момент передачи оформляется актом, подписанным сторонами. Отражать данную передачу через какие-либо промежуточные счета в учете и отчетности автономного учреждения не нужно.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), руководители учреждений могут:
1) возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
2) заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора*(1).
Отношения между учреждением и централизованной бухгалтерией регулируются соответствующим договором (соглашением).
Договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета должен быть заключен в простой письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ), поскольку действующее законодательство не устанавливает специальных требований к форме этого договора.
Договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета должен содержать следующие существенные условия, в отсутствие которых он считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ):
- условие о предмете договора;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласовывая условие о предмете договора, стороны должны определить, какие именно услуги по ведению бухгалтерского учета и в каком объеме будут оказаны по договору (т.е. максимально полно определить в договоре весь комплекс оказываемых услуг).
В соглашении (договоре) в том числе должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств:
- по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета;
- по хранению документов;
- по осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов;
- по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности;
- по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями (смотрите письмо Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
То есть ведение до 01.04.2016 бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией в соответствии с договором о ведении бухгалтерского учета, а с 01.04.2016 штатным главным бухгалтером учреждения (лицом, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета) есть не что иное, как смена метода ведения бухгалтерского учета. По своей сути, данная ситуация представляет собой изменение ответственного за ведение учета (как, например, смена главного бухгалтера или лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета) и не влияет на порядок отражения операций на счетах.
В данной ситуации реорганизации, ликвидации, смены типа учреждения в 2016 году не производилось, учредитель и подчинение не менялись. Следовательно, и отражение факта передачи остатков через какие-либо промежуточные счета производиться не должно. Более того, дополнительные обороты, которые сформируются на счете 401 10 180 в результате принятия остатков вариантом, описанным в вопросе, могут привести к искажению отчетности, в частности, по Отчету о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).
На 01.04.2016 перестал действовать договор с централизованной бухгалтерией о ведении бухгалтерского учета. Как было отмечено выше, договором о ведении бухгалтерского учета может быть предусмотрено хранение централизованной бухгалтерией документов.
В то же время согласно положениям действующего законодательства*(2) руководитель организации госсектора независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иной организации (централизованной бухгалтерии), несет ответственность за:
- организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательствах учреждения, а также о результатах его деятельности.
Таким образом, при переходе учреждения на самостоятельное ведение бухгалтерского учета все первичные документы, а также регистры бухгалтерского учета должны быть переданы в учреждение, а ведение учета должно продолжаться в учреждении главным бухгалтером или лицом, на которое возложены данные полномочия. Отметим, что договором также может быть предусмотрена передача копии электронной базы в части ведения бухгалтерского учета учреждения автоматизированным способом.
Нормативными актами порядок передачи документов от централизованной бухгалтерии в учреждение не определен. Такой порядок должен быть установлен в рамках заключенного договора (соглашения), и вся передача дел должна производиться в соответствии с его условиями. В данном договоре может быть предусмотрена и форма акта для передачи первичных документов, регистров и т.п. В случае, если форма передаточного акта не была предусмотрена, ее необходимо разработать с учетом наличия всех обязательных реквизитов согласно п. 7 Инструкции N 157н. В передаточном акте должны найти отражение все документы, которые имеются в централизованной бухгалтерии и касаются непосредственно ведения бухгалтерского учета автономного учреждения.
Автономные учреждения сдают отчетность в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Согласно п. 3 Инструкции N 33н отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Также п. 3 Инструкции N 33н содержит исключения, при которых отчетный год считается иначе:
- для вновь созданных учреждений;
- для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, созданного в течение финансового года, путем изменения типа государственного (муниципального) казенного учреждения;
- для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, в отношении которого принято в течение финансового года решение об изменении его типа в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения.
При этом изменение решения руководителя о ведение учета централизованной бухгалтерией в исключениях не поименовано (в том числе в середине года).
Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Инструкции N 33н). Данное требование распространяется и на квартальную отчетность, которая является промежуточной и составляется также нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Следовательно, отчетность за 2016 год должна быть сдана автономным учреждением за период с 1 января по 31 января включительно.
Отметим, что учреждение может обязать централизованную бухгалтерию сформировать промежуточный баланс в объеме годовых форм по состоянию на дату передачи дел в целях осуществления контроля за качеством ведения учета и составления отчетности. При этом подобное условие также должно быть прописано в договоре о ведении бухгалтерского учета. В противном случае централизованная бухгалтерия не обязана составлять промежуточный баланс, но может это сделать по согласованию сторон.
Факт составления централизованной бухгалтерией промежуточного баланса никоим образом не влияет на порядок составления годовой бухгалтерской отчетности автономным учреждением. В любом случае отчетность должна быть сформирована единая за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 с учетом всех операций, в том числе отраженных при ведении учета централизованной бухгалтерией.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Форма и условия договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Организация бухгалтерского учета (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Памятка по годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

21 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Централизованные бухгалтерии могут создаваться как бюджетные или казенные учреждения (письма Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, от 26.11.2010 N 02-03-10/4888). Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (смотрите, в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N 06-03-05/61507).
*(2) Смотрите, в частности, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 14 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

 

Все консультации данной рубрики