Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
17.03.2017
- Часто при участии в тендере контрагент запрашивает информацию по цепочке собственников (в том числе включая конечных бенефициаров). Зачастую данная информация может содержать персональные данные (фамилию и имя) гражданина РФ или иностранного гражданина.
Обоснованно ли требование контрагента? Необходимо ли в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных запрашивать согласие на обработку (передачу) персональных данных у физических лиц?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении закупки на основании Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления персональных данных его выгодоприобретателей.
В рамках закупки на основании Закона N 223-ФЗ такое требование возможно, если оно соответствует положению и документации о закупке. Согласие бенефициара на передачу его персональных данных заказчику не требуется, если соответствующие данные в соответствии с федеральным законом подлежат опубликованию, обязательному раскрытию или на законных основаниях содержатся в общедоступных источниках.
При заключении договора, не подпадающего под действие Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ, просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах другой стороны не нарушает какую-либо норму законодательства.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в число требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, входит требование об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником закупки. Под конфликтом интересов понимаются в том числе случаи, в которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в определенных отношениях с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями юридических лиц - участников закупки. При этом выгодоприобретателями признаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества - участника закупки.
Из пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ следует, что соответствие участника закупки требованию об отсутствии конфликта интересов подтверждается декларацией. Форма такой декларации Законом N 44-ФЗ не определена, однако заказчик в любом случае не вправе возлагать на участников закупок обязанность доказывать соответствие требованию об отсутствии конфликта интересов (ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Правоприменительная практика также исходит из того, что декларирование отсутствия конфликта интересов не предполагает предоставления участником закупки конкретных сведений о своих выгодоприобретателях, в том числе их персональных данных (п. 1 и 2 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.09.2016, а также, например, постановления АС Поволжского округа от 09.06.2016 N Ф06-8369/16, Семнадцатого ААС от 17.08.2015 N 17АП-8888/15).
С учетом изложенного полагаем, что требование заказчика о предоставлении участником закупки сведений о его выгодоприобретателях не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что Минэкономразвития России в своем письме от 10.08.2015 N Д28и-2412 исходит, по-видимому, из того, что Закон N 44-ФЗ предусматривает предоставление участниками закупки информации о выгодоприобретателях. Однако эта точка зрения не согласуется с приведенными выше нормами и судебной практикой.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не предусматривает подтверждение участниками закупки отсутствия конфликта интересов*(1). Вместе с тем требование об отсутствии конфликта интересов, а также порядок подтверждения участниками закупки соответствия этому требованию могут быть предусмотрены утвержденным заказчиком положением о закупке и разработанной на его основе документацией о закупке. Требовать от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке, заказчик не вправе (ч. 2 ст. 2, п. 2 ч. 10, ч. 5 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Из этого же исходит и Минэкономразвития России (письма от 20.05.2015 N Д28и-1432, от 29.01.2016 N Д28и-270).
Таким образом, требование о предоставлении информации о бенефициарах участника закупки, содержащееся в положении о закупке и разработанной в соответствии с ним закупочной документации, не противоречит законодательству.
Предоставление заказчику персональных данных бенефициара участника закупки (в том числе состоящих лишь из фамилии, имени и отчества) по общему правилу возможно лишь с согласия соответствующего субъекта (п. 1, 3 и 6 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон о персональных данных).
Обработка персональных данных (включая их предоставление определенному третьему лицу) без согласия субъекта таких данных возможна в случаях, предусмотренных п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. При указанных в вопросе обстоятельствах предоставление заказчику персональных данных бенефициара без согласия последнего возможно, на наш взгляд, лишь при условии, что соответствующие персональные данные подпадают под п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, то есть подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. К числу таких данных могут быть отнесены, в частности, сведения, содержащиеся в раскрываемых акционерными обществами списках их аффилированных лиц (смотрите п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", главу 73 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"). Не требуется также согласия на обработку персональных данных, содержащихся в общедоступных государственных реестрах (в частности ЕГРЮЛ и ЕГРП) (определение КС РФ от 17.07.2012 N 1346-О). Не являются исключением в этом отношении и персональные данные иностранных физических лиц. Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) не содержит каких-либо специальных ограничений по обработке персональных данных, которые в силу законодательства государств - членов раскрываются неопределенному кругу лиц либо содержатся в общедоступных источниках.
Отметим, что сведения о бенефициарах, формируемые юридическим лицом в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по общему правилу не могут быть переданы заказчику в рамках закупки по Закону N 223-ФЗ без согласия субъекта персональных данных, поскольку эта норма предусматривает предоставление персональных данных лишь по запросу уполномоченных государственных органов. Исключение составляют случаи, когда сведения о бенефициарах подлежат раскрытию в соответствии с законодательством (п. 6 и 7 ст. 6.1 названного закона).
3. В том случае, если заключаемый договор не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ, просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах другой стороны не нарушает какую-либо норму законодательства. Вопрос о необходимости получения в таких случаях согласия субъекта персональных данных решается на основании положений п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В частности, как и при закупке в рамках Закона N 223-ФЗ, не требуется согласие субъекта персональных данных, подлежащих опубликованию, обязательному раскрытию или в силу законодательства содержащихся в общедоступных источниках.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
20 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона, которым предлагается закрепить обязанность заказчиков при осуществлении закупок на основании Закона N 223-ФЗ устанавливать требование об отсутствии конфликта интересов.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним