Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.01.2012
ВОПРОС:
Необходимо ли для принятия к учету расходов по оказанным услугам, аренде иметь в качестве подтверждающего документа акт об оказании услуг? Нужно ли составлять акт при получении товаров по договору поставки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлено требования об обязательном подписании сторонами договора возмездного оказания услуг, акта приемки-передачи, подтверждающего факт оказания услуг. Тем не менее наличие такого акта минимизирует налоговые риски в части признания расходов.
Для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей ежемесячного заключения актов оказанных услуг не требуется.
Не требуется составления акта и в случае приобретения товаров по договору поставки.

Обоснование вывода:
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре (п. 1 ст. 779, ст. 781 ГК РФ).
В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде (ст.ст. 702-739 ГК РФ), если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также специфике договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 720 ГК РФ предусматривается, что заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Из смысла приведенной нормы следует, что факт оказания услуг должен быть документально подтвержден, причем соответствующий документ может быть оформлен как в форме акта, так и в виде иного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов при одновременном выполнении следующих условий:
- расходы экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Если произведенные расходы не удовлетворяют хотя бы одному из указанных условий, они не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Подтверждающими документами в целях налогового и бухгалтерского учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
По нашему мнению, таким документом может быть не только подписанный сторонами акт об оказанных услугах (акт приемки), но и любые иные документы, соответствующие критериям, установленным в ст. 252 НК РФ. К их числу относятся, в частности, документы, косвенно (что допускается п. 1 ст. 252 НК РФ) подтверждающие произведенные заказчиком расходы по договору возмездного оказания услуг и обоснованность этих расходов. В зависимости от конкретных обстоятельств наличие таких документов, по нашему мнению, дает налогоплательщику основание учесть расходы по оплате услуг при определении налогооблагаемой прибыли (при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 НК РФ).
Однако следует учитывать, что при отсутствии документов, которыми прямо подтверждается обоснованность произведенных расходов и фактическое оказание услуг налогоплательщику, существует высокая вероятность возникновения спора с налоговым органом. С практической точки зрения наличие акта, подтверждающего факт оказания услуг, минимизирует налоговые риски в части признания расходов. При этом иным документальным подтверждением факта оказания услуг могут являться, например, переписка заказчика и исполнителя, отчет исполнителя перед заказчиком и другое. Поэтому в интересах налогоплательщика, по нашему мнению, принять меры для получения таких документов (в том числе и акта об оказанных услугах) у своего контрагента. Это можно сделать в том числе и путем отправки заказчику соответствующих документов (их проектов) ценным письмом.
Дополнительно считаем необходимым отметить следующее.
Законодательством не установлено требования об обязательном подписании сторонами договора возмездного оказания услуг акта приемки-передачи, подтверждающего факт оказания услуг. На это указывается и в ряде судебных актов (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 N КА-А41/10338-07, Поволжского округа от 25.01.2007 N А57-17845\05).
При этом суды отмечают, что отсутствие акта само по себе не является безусловным основанием для вывода о том, что предусмотренные договором услуги фактически не оказывались (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 N Ф08-7879/07 и от 16.06.2005 N Ф08-2393/05).
При этом законодательство не исключает и возможности оформления отношений по приему результата оказанных услуг двусторонним актом приема-передачи, поэтому такой документ может являться подтверждением факта оказания исполнителем услуг и принятия их заказчиком (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 N Ф08-730/04, Центрального округа от 18.01.2007 N А62-2318/2006). Сходная позиция изложена и в письме Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170, где указано, что акт приемки оказанных услуг является одним из оправдательных документов, которыми в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией.

Подтверждение расходов по аренде

Нормативного документа, в котором бы прямо указывалось условие об обязательном ежемесячном составлении акта об оказании услуг при исполнении договора аренды, не существует.
Необходимые разъяснения по данному вопросу представлены в письмах контролирующих органов.
Отметим, что ранее к списку обязательных документов, подтверждающих арендные расходы, по мнению Минфина РФ, относились ежемесячные акты об оказании услуг (письмо Минфина РФ от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505).
Однако уже в письме от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742 Минфин РФ подчеркнул, что составлять такие акты не нужно, если иное не вытекает из условий сделки. Данное мнение было еще раз подтверждено Минфином России совсем недавно в письмах от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118. Аналогичное мнение выражено и в письмах УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, а также в письме ФНС от 05.09.2005 N 02-1-07/81.
В частности, в обоснование своей позиции УФНС России по г. Москве отмечает следующее.
Сдача имущества в аренду для целей налогообложения является оказанием услуг.
Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Услуга реализуется (потребляется) сторонами договора, если ими заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом договора аренды.
Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги.
И если договором аренды не предусмотрено оформление акта приема-передачи услуги, то документами, являющимися основанием для списания расходов по аренде в целях налогообложения прибыли, являются:
- договор аренды, заключенный в соответствии с требованиями ГК РФ;
- акт приемки-передачи арендованного имущества;
- документы, подтверждающие оплату арендных платежей.

Подтверждающие документы при получении товаров

Все операции по движению товаров (поступление, перемещение, расходование) оформляются Первичными учетными документами (п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)).
Согласно п. 44 Методических указаний на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие).
В силу нормы п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо если они содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные данным Законом.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, в частности:
- товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (далее - ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132;
- товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (далее - ТТН), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в случае доставки товаров автомобильным транспортом поставщика.
ТТН определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
ТОРГ-12 является оправдательным документом, подтверждающим переход права собственности на приобретаемые (продаваемые) товары (если иное не установлено договором поставки на покупку (продажу)) и расходы покупателя в виде покупной (продажной) стоимости реализованных товаров (письмо УФНС РФ по г. Москве N 20-12/61786Б).
Таким образом, приход товара можно оформить либо на основании ТТН при условии, что в разделе "Сведения о грузе" наименования и характеристики приобретенных товаров перечислены в полном объеме, либо на основании ТОРГ-12.
Составление двустороннего акта по аналогии с актом оказания услуг при приобретении товаров не предусмотрено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

26 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики