Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
20.03.2017
- На участие в запросе котировок было подано и зарегистрировано 2 конверта с заявками без указания участников. При рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок единой комиссией был установлен факт подачи одним участником двух заявок. Обе заявки были отклонены в связи с установлением факта подачи одним из участников двух заявок. Запрос котировок признан несостоявшимся и в соответствии с частью 2 ст. 79 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок подачи заявок на участие в запросе котировок продлен на четыре рабочих дня. На участие в продленном запросе котировок участник, заявка которого отклонена, прибыл для подачи заявок. Комиссия вернула заявку участнику при её подаче (т.е. отказала в приеме и регистрации, так как при подаче заявки был установлен факт подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок).
Правомерны ли действия комиссии?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия комиссии неправомерны. В приведенной ситуации заявка должна быть принята и зарегистрирована. Ее отклонение возможно лишь после процедуры вскрытия конвертов.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок.
Последствия нарушения указанного правила установлены ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ: в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.
В соответствии с ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ в случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся.
Согласно ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, если запрос котировок признан не состоявшимся по вышеуказанному основанию в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
Законом N 44-ФЗ не установлено особого порядка приема и регистрации конвертов с заявками на участие в "продленном" на основании ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ запросе котировок. Поэтому, на наш взгляд, в таком случае заявки должны приниматься в порядке, аналогичном предусмотренному при проведении первоначального запроса котировок: заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения (ч. 3 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому, если заявка на участие в запросе котировок подана заказчику срок в письменной форме в запечатанном конверте, как того требуют положения ч. 2 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, она должна быть принята и зарегистрирована заказчиком. То обстоятельство, что конверт с заявкой подан представителем участника запроса котировок, заявка которого ранее была отклонена, не является основанием для отказа в приеме и регистрации заявки.
Из положений ч.ч. 2, 4 ст. 79 Закона N 44-ФЗ следует, что продление запроса котировок формально не приводит к проведению новой закупки. В связи с этим возникает вопрос о правомерности повторной подачи котировочных заявок лицами, заявки которых ранее были рассмотрены и отклонены.
По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 25.06.2015 N Д28и-1916, так как участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в процедуре запроса котировок, а сама процедура запроса котировок еще не завершена и продлевается заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, при продлении срока подачи участник запроса котировок, заявка которого ранее была отклонена, не вправе подать новую заявку (смотрите также п. 1 письма Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788). Отметим, что письмом Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2015 N АЦ/38364/15 копия письма Минэкономразвития России от 25.06.2015 N Д28и-1916 направлена территориальным органам для использования в работе. Приведенный подход предполагает, что заявка, поданная после продления запроса котировок участником, предыдущая заявка которого была отклонена, считается повторной. Такая заявка не должна рассматриваться и подлежит возврату участнику, как того требуют положения ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. При этом, как следует из положений ст. 78 Закона N 44-ФЗ, возврат заявки возможен лишь после процедуры вскрытия конвертов.
Вместе с тем, как нам представляется, правовой смысл запрета на подачу участником закупки более одной заявки состоит в недопустимости конкурирования между собой заявок, поданных одним лицом, а не в формальном запрете на подачу нескольких заявок в рамках одной процедуры определения контрагента. Учитывая недостаточность аргументации, приведенной в упомянутом письме Минэкономразвития РФ, а также то, что этот орган не уполномочен давать официальные разъяснения по применению Закона N 44-ФЗ, полагаем, что до формирования судебной практики вопрос о правомерности повторной подачи заявок в подобной ситуации однозначно решен быть не может.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
3 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним