Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.03.2017
ВОПРОС:
В соответствии с абзацем 4 ст. 377 ТК РФ в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Правомерно ли включение администрацией муниципального образования в коллективный договор условия об отчислениях денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с точки зрения бюджетного законодательства?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Осуществление Администрацией расходов по отчислению профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работы за счет средств, являющихся финансовым обеспечением выполнения функций органа местного самоуправления, не в полной мере соответствует положениям БК РФ и, соответственно, значительно увеличивает риск возникновения разногласий с уполномоченными органами.
В рассматриваемой ситуации органом местного самоуправления может быть рассмотрена возможность предоставления профсоюзной организации (как юридическому лицу) в целях проведения социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работы (мероприятий) субсидии, предусмотренной положениями ст. 78 БК РФ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, не устанавливают законность осуществления тех или иных расходов организациями государственного сектора (письма Минфина России от 15.08.2014 N 02-05-11/40969, от 17.10.2014 N 02-05-10/52622). Правомерность осуществления каких-либо расходов определяется путем анализа соответствия фактически проведенных расходов положениям правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084).
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
При этом ст. 377 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлено, что отчисление работодателем денежных средств первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу осуществляется только в случаях, предусмотренных коллективным договором.
На уровне профильных ведомств субъектов РФ встречается практика заключения соглашений с профсоюзными организациями в целях интересов работников и работодателей, предусматривающих включение работодателями в коллективные договоры условия о размере и условия отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу*(1).
Между тем однозначной позиции, как и разъяснений по вопросу возможности (обоснованности) осуществления расходов по отчислению денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу за счет бюджетной сметы, в настоящее время нет.
В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обеспечение выполнения функций казенных учреждений*(2) включает в себя перечень расходов:
- на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;
- на командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
- на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
- на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Данный перечень является "закрытым" и не подлежит расширенному толкованию.
Исходя из положений ст. 70 БК РФ и экономической сущности рассматриваемых отчислений, очевидно, что такие расходы не могут быть отнесены ни к какому из вышеперечисленных пунктов перечня, в том числе к закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд*(3).
Также рассматриваемые отчисления не могут быть отнесены к расходам органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Таким образом, на наш взгляд, осуществление Администрацией расходов по отчислению профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работы за счет средств, являющихся финансовым обеспечением выполнения функций органа местного самоуправления (ст. 70 БК РФ), не в полной мере соответствует положениям БК РФ и, соответственно, значительно увеличивает риск возникновения разногласий с уполномоченными органами.
Отметим, что ранее на протяжении ряда лет специалистами финансового ведомства в официальных и неофициальных разъяснениях высказывалось мнение, что осуществление за счет бюджетных средств указанных отчислений является нарушением ст. 70 БК РФ, не предусматривающей расходования бюджетных средств на указанные выше цели. При этом отчисления профсоюзной организации считалось возможным осуществить за счет источников от платной деятельности при условии, что такие расходы утверждены в бюджете публично-правового образования и смете получателя бюджетных средств (письмо Минфина России от 26.01.2004 N 03-01-01/12-46, материал "Бюджетная классификация: отдельные вопросы (Д.В. Новиков, "Бюджетный учет", N 4, 5, 7, 9, апрель, май, июль, сентябрь, 2006 г."). Данный вывод подтверждался и судебной практикой (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А69-2356/2009, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.07.2010 по делу N А69-2356/2009, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.05.2008 N 6239/08).
Однако подобная возможность существовала только в период до 2011 года, когда получатели бюджетных средств могли одновременно вести приносящую доход деятельность, поступления от которой поступали в самостоятельное распоряжение учреждений. Напомним, в настоящее время доходы казенных учреждений, полученные от приносящей доход деятельности (при наличии права на ее осуществление), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 41 БК РФ).
В рассматриваемой ситуации органом местного самоуправления может быть рассмотрена возможность предоставления профсоюзной организации (как юридическому лицу) в целях проведения социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работы (мероприятий) субсидии, предусмотренной положениями ст. 78 БК РФ, в порядке, установленном соответствующим муниципальным правовым актом.
Кроме того, не стоит забывать, что основным источником финансирования профсоюзной организации являются членские взносы. Соответственно, отчисления профсоюзу на осуществление социально-культурной и иной работы могут поступать из заработной платы работников учреждения - в силу ст. 377 ТК РФ при наличии письменных заявлений работников - членов профессионального союза работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на его счет членские взносы из зарплаты этих работников. Порядок перечисления определяется коллективным договором.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

3 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- Отраслевое соглашение по государственным бюджетным, государственным автономным и государственным казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Республики Крым, на 2016-2018 годы;
- Отраслевое соглашение на 2017-2019 годы между министерством здравоохранения Краснодарского края и Краснодарской краевой организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
*(2) Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).
*(3) В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе_" под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из указанной нормы, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

 

Все консультации данной рубрики