Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
22.03.2017
- В АО принято решение о внесении изменений в устав в связи с увеличением состава Совета директоров (с 5 до 7). На внеочередном общем собрании акционеров (далее - ВОСА) в повестку дня вынесены следующие вопросы: о внесении изменений в устав; о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров общества (в количестве 5 человек); об избрании нового состава совета директоров общества (в количестве 7 человек).
Можно ли включить эти вопросы в повестку одного ВОСА?
Зарегистрирует ли налоговый орган устав на основании данного протокола ВОСА, или сначала необходимо внести изменения в устав, зарегистрировать его в налоговом органе и после этого на следующем ВОСА досрочно прекратить полномочия членов совета директоров и избрать новый состав членов совета директоров?
Утвердить аудитора общества можно только на годовом общем собрании акционеров или можно его утвердить на внеочередном общем собрании акционеров?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Все перечисленные вопросы могут быть рассмотрены в рамках одного общего собрания акционеров. Приведенные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в государственной регистрации.
Решение об утверждении аудитора общества может быть принято и на внеочередном общем собрании акционеров.
Обоснование вывода:
Решение вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждении устава акционерного общества (далее также - общество, АО) в новой редакции, об определении количественного состава совета директоров общества, избрании его членов и досрочном прекращении их полномочий, а также об утверждении аудитора общества относится к компетенции общего собрания акционеров (подпункты 10, 4, 1 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 47 Закона N 208-ФЗ на годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, вопросы, предусмотренные пп. 11 п. 1 ст. 48 данного Закона, а также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 208-ФЗ изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных данным законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. Из этого следует, что для самого общества и его акционеров изменения в устав приобретают силу с момента принятия общим собранием акционеров соответствующего решения (смотрите, например, определение ВАС РФ от 09.11.2009 N ВАС-14108/09, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 N 18АП-8375/15, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23.11.2015 N Ф09-8138/15 по делу N А76-9450/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 N 14АП-516/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 N 09АП-1626/2010-ГК, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 08.06.2010 N КГ-А40/4864-10 по делу N А40-91023/09-137-710, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2010 N 09АП-4713/2010, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 19.08.2010 N Ф05-8130/10 по делу N А40-138871/2009).
Согласно п. 3 ст. 66 Закона N 208-ФЗ количественный состав совета директоров определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами (п. 2 ст. 11 Закона N 208-ФЗ). Таким образом, принятые в рамках одного общего собрания акционеров решения об изменении количественного состава совета директоров, внесении соответствующих изменений в устав, а также о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и избрании нового состава совета директоров общества становятся обязательными для общества и его акционеров независимо от государственной регистрации. Для третьих же лиц положения устава о количественном составе совета директоров приобретут силу с момента государственной регистрации внесенных в устав изменений. Полагаем, что именно такой порядок действий является предпочтительным, поскольку в этом случае исключается ситуация, при которой в течение определенного периода в обществе будет функционировать совет директоров, количественный состав которого не соответствует предусмотренному уставом и решением общего собрания акционеров.
Для государственной регистрации изменений в устав согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) акционерному обществу необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в устав;
- документ об уплате государственной пошлины (800 рублей - пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки, в том числе в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (п. 4.4 ст. 9 N 129-ФЗ). При этом исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации содержится в ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Приведенные в вопросе обстоятельства о наличии таких оснований не свидетельствуют, поэтому предоставления в регистрирующий орган перечисленных выше надлежаще оформленных документов достаточно для осуществления государственной регистрации.
По общему правилу вопрос об утверждении аудитора общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров. В то же время Закон N 208-ФЗ не содержит каких-либо указаний на то, что утверждение аудитора общества может являться прерогативой исключительно годового общего собрания акционеров. Поэтому при необходимости этот вопрос может быть рассмотрен и на внеочередном общем собрании акционеров (смотрите, например, постановления: Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2016 N Ф05-5889/16 по делу N А40-128544/2015, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2016 N Ф01-1311/16 по делу N А43-22607/2015, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 N 20АП-4494/2007).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
3 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним