Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
23.03.2017
- В результате реорганизации государственное унитарное предприятие было преобразовано в бюджетное учреждение г. Москвы. Учреждение осуществляет деятельность в рамках выполнения государственного задания и приносящую доход деятельность.
Можно ли в рамках одного трудового договора установить сотруднику должностной оклад и иные выплаты за счет двух источников финансирования (2 и 4) по 0,5 ставки по каждому источнику?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующим законодательством РФ не установлено требование об указании в трудовом договоре источника финансового обеспечения расходов государственного (муниципального) учреждения, связанных с выплатой заработной платы.
Учитывая, что необходимость выполнения обязательств по выплате заработной платы работникам не зависит от наличия средств в рамках конкретного вида деятельности бюджетного учреждения, фиксация в рамках трудового договора источника финансового обеспечения выплат отдельных составляющих заработной платы (должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера) в целях разграничения расходов бюджетного учреждения в рамках различных видов деятельности, на наш взгляд, нецелесообразна.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В свою очередь, оклад - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая ст. 129 ТК РФ).
Условия оплаты труда в силу положений части второй ст. 57 и части первой ст. 135 ТК РФ подлежат обязательному включению в трудовой договор. К числу условий оплаты труда относятся:
- размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника;
- доплаты;
- надбавки и поощрительные выплаты.
В соответствии с пп. "б" п. 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (далее - Единые рекомендации на 2017 год), в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) должны быть закреплены его конкретная трудовая функция, условия оплаты труда с указанием фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленного ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы).
В числе условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор, источники финансового обеспечения расходов государственного (муниципального) учреждения, связанных с выплатой заработной платы, не поименованы. Решение об изменении источника финансового обеспечения расходов на выплату заработной платы, принятое руководителем бюджетного учреждения, не может оказать влияния на право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ). Соответственно, обязательства учреждения перед работником по выплате заработной платы должны быть исполнены в полном объеме независимо от достаточности средств на их исполнение в рамках конкретного источника финансового обеспечения деятельности (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Включение указанного условия в трудовой договор не влечет каких-либо юридических последствий ни для работника, ни для работодателя.
В соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.10.2014 N 619-ПП (далее - Положение N 619-ПП), фонд оплаты труда работников государственного бюджетного учреждения города Москвы формируется из объема средств, предоставляемых в установленном порядке из бюджета города Москвы, а также за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и из внебюджетных источников. При этом требования о выплате отдельных составляющих заработной платы (должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера) за счет конкретного источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, а также ограничений удельного веса расходов на выплату заработной платы в рамках отдельных видов деятельности Положением N 619-ПП не установлено.
Согласно п. 11.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н), требование о формировании плановых показателей по выплатам раздельно по источникам их финансового обеспечения может быть установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) бюджетного учреждения. При отсутствии такого требования планируемые и кассовые выплаты могут осуществляться в разрезе направлений расходов без детализации по источникам их финансового обеспечения. При этом варианты планирования расходов могут быть различны (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.10.2013 N 02-15-11/40614). При этом учредителем до учреждения могут быть доведены рекомендации по разработке систем оплаты труда работников (смотрите, например, приказ Департамента культуры г. Москвы от 26.11.2014 N 963 "Об утверждении примерных отраслевых рекомендаций по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы"). Подобный документ может содержать в том числе и особенности распределения расходов на оплату труда как по видам деятельности, так по видам выплат.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Требований N 81н при принятии учредителем решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением (подразделением) государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ.
В своих официальных разъяснениях специалисты финансового ведомства указывают, что в составе нормативных затрат, утверждаемых учредителем и являющихся основанием для определения размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются затраты на оплату труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 22.11.2015 N 02-10-07/68198). При этом объем, условия и порядок направления средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, на выплаты стимулирующего характера могут определяться учредителем*(1).
Учитывая, что необходимость выполнения обязательств по выплате заработной платы работникам не зависит от наличия средств в рамках конкретного вида деятельности бюджетного учреждения, фиксация в рамках трудового договора источника финансового обеспечения выплат отдельных составляющих заработной платы (должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера) в целях разграничения расходов бюджетного учреждения в рамках различных видов деятельности, на наш взгляд, нецелесообразна.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Выплата среднего заработка за счет нескольких источников финобеспечения (нескольких КБК) (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
27 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- п. 2 ст. 8 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений";
- п. 5.8 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Волоколамского муниципального района Московской области, утвержденного постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 15 августа 2007 г. N 2120;
- постановление Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 15.08.2007 N 2120;
- Приложение N 16 к постановлению Администрации Каширского муниципального района Московской области от 07.02.2013 N 294-пг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним