Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
27.03.2017
- Необходимо ли с 01.01.2015 в связи с изменениями, введенными п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и за счет каких средств (фондов)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2015 года Фонд социального страхования Российской Федерации возмещает работодателям расходы не только на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, но и на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на эти выплаты. Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.
Ни введенная Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ глава 34 НК РФ, ни последовавшие ее редакции, внесенные Федеральными законами от 30.11.2016 N 401-ФЗ и от 19.12.2016 N 448-ФЗ, не изменили порядок начисления и учета рассматриваемых страховых взносов во внебюджетные фонды страхователями.
Обоснование вывода:
Статьей 262 ТК РФ установлена обязанность работодателя предоставлять одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ.
Согласно вступившей в силу с 01.01.2015 редакции части 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Пунктом 8 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, с 1 января 2015 года расходы не только на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, но и на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на эти выплаты, компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Согласно разъяснениям специалистов Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и ФСС РФ указанные выплаты облагались страховыми взносами по общим правилам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) (смотрите письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, ПФР от 26.07.2011 N 30-26/8388, ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, информацию ФСС РФ от 24.07.2015 "Страховые тарифы, взносы, резервы").
В связи с этим в применяемом*(1) расчете 4-ФСС, утвержденном приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59, для отражения указанных сведений использовалась отдельная строка в Таблице 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации", в которой подлежат отражению страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисляемые на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (строка 13).
Обратите внимание: в этой строке указываются взносы во все фонды - ПФР, ФСС РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) (п. 9.10 приложения N 3 к приказу ФСС РФ от 26.02.2015 N 59) (смотрите также Вопрос: С 01.01.2015 территориальный орган ФСС обязан возмещать организациям расходы на оплату дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и уплату начисляемых на эти суммы страховых взносов. Как отразить оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные страховые взносы в расчете по форме 4-ФСС? (журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.)).
Заметим, что в противовес указанному мнению суды считают иначе, указывая: такие выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите определения ВС РФ от 09.02.2017 N 305-КГ16-19944, от 18.01.2017 N 307-КГ16-19041, от 20.04.2015 N 304-КГ15-2341, от 30.03.2015 N 307-КГ15-1464, от 26.08.2014 N 309-ЭС14-386, ВАС РФ от 30.07.2014 N ВАС-9647/14, от 28.07.2014 N ВАС-9293/14, от 28.05.2014 N ВАС-6180/14, от 28.05.2014 N ВАС-6160/14, от 30.04.2014 N ВАС-5230/14, от 27.03.2014 N ВАС-3057/14, от 14.01.2014 N ВАС-19448/13, постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.2017 N Ф04-252/17 по делу N А27-14458/2016, от 18.05.2015 N Ф04-18282/15 по делу N А45-10175/2014, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2017 N Ф06-16433/16 по делу N А65-10939/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2015 N Ф07-1572/15 по делу N А56-21268/2014, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.04.2015 N Ф02-1791/15 по делу N А19-15384/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2015 N Ф09-10113/14 по делу N А76-15035/2014, от 18.02.2015 N Ф09-9926/14 по делу N А76-5714/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 13АП-279/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 N 11АП-16616/16, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 12АП-2056/15, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 N 02АП-2041/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 04АП-6530/16).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу. С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), наделивший налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, далее - страхование ВНиМ) и ФФОМС: в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" (п.п. 8, 11 ст. 1 Закона N 243-ФЗ) (смотрите также материал: "С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов возложено на ФНС России (информация УФНС России по Амурской области от 27 января 2017 г.)").
Ни введенная Законом N 243-ФЗ глава 34 НК РФ, ни последовавшие ее редакции, внесенные Федеральными законами от 30.11.2016 N 401-ФЗ и от 19.12.2016 N 448-ФЗ, не изменили порядок начисления и учета рассматриваемых страховых взносов во внебюджетные фонды страхователями.
Так, например, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на страхование ВНиМ (п. 6 ст. 431 НК РФ).
При этом сумма страховых взносов на страхование ВНиМ уменьшается плательщиками на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 431 НК РФ).
Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Порядок учета) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н.
Согласно п. 6 Порядка учета в счет начисленных страховых взносов страхователи также ведут учет расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ:
а) на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх установленных законодательством РФ гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
б) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал страхованию ВНиМ;
в) на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные на эти суммы страховые взносы.
В силу п. 7 ст. 431 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, в установленные сроки представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц). Форма расчета по страховым взносам и порядок его заполнения (далее - Расчет и Порядок соответственно) утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
В соответствии с п. 12.5 Порядка в графе 4 приложения N 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации" отражаются суммы расходов, понесенных плательщиком на выплату страхового обеспечения по страхованию ВНиМ нарастающим итогом с начала расчетного периода, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета. В их числе и оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. А п. 12.18 Порядка прямо предусмотрено, что по строке 080 приложения N 3 отражаются расходы, понесенные плательщиком по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, исчисленные с оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
В приложении N 4 "Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета" отражаются расходы, понесенные плательщиком на цели страхования ВНиМ в размере сверх установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании, финансируемом за счет средств федерального бюджета. В графе 4 приложения N 4 по строкам 100-290 отражается сумма расходов плательщика на выплату пособий; по строке 300 - сумма оплаты плательщиком дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами; по строке 310 - сумма страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (п.п. 13.1, 13.4 Порядка).
Бухгалтерский учет
В общем случае суммы начисленных страховых взносов отражаются в бухгалтерском учете организации в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее - Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом в части отчислений, производимых за счет организации, записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда (это могут быть счета 20, 23, 25, 26, 44, 91).
Отметим, что в Инструкции не указан вариант отражения в бухгалтерском учете сумм страховых взносов в случае, когда расходы на их оплату финансируются за счет соответствующих фондов.
По нашему мнению, одним из вариантов бухгалтерского учета указанных сумм страховых взносов может быть отражение их начисления в составе расходов организации, а начисления возмещения взносов ФСС РФ в составе доходов.
Проводки могут быть следующими:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кредит 69
- начислены страховые взносы на выплаты работникам за дополнительные дни ухода за детьми-инвалидами;
Дебет 69 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражено возмещение расходов по уплате страховых взносов ФСС РФ.
Изложенная позиция является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Уменьшение взносов по соцстрахованию на суммы выплаченных страховых возмещений (пособий) (с 1 января 2017 года);
- Энциклопедия решений. Уменьшение суммы выплат в ФСС РФ на сумму произведенных плательщиком взносов расходов по страховому обеспечению (по 31 декабря 2016 года);
- Энциклопедия решений. Отчетность по страховым взносам с 1 января 2017 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
10 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С I квартала 2017 г. применяется форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним