Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
27.03.2017
- Муниципальному унитарному предприятию (далее - МУП) органом, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, переданы объекты муниципального имущества. Передача имущества не связана с увеличением уставного фонда МУП.
Подлежит ли отражению в бюджетном учете собственника стоимость переданного МУП имущества в целях контроля его сохранности и использования? Если да, то на каком счете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующей методологией бюджетного учета не установлено требования об отражении стоимости имущества, учитываемого в реестре муниципального имущества, но закрепленного при этом за унитарными предприятиями, на каких-либо счетах балансового или забалансового учета.
Контроль за сохранностью и эффективным использованием имущества, закрепленного за МУП, может осуществляться на основании информации, содержащейся в реестре муниципального имущества.
Обоснование вывода:
Имущество муниципального унитарного предприятия (МУП) находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.п. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)).
Орган местного самоуправления, уполномоченный на создание МУП, может передать ему имущество как в качестве взноса в уставный фонд, так и сверх него - действующим законодательством не предусмотрен запрет на передачу унитарному предприятию имущества без увеличения его уставного фонда (сверх уставного фонда).
Для этого публично-правовое образование принимает решение о закреплении имущества за предприятием, представитель собственника публичного имущества и унитарное предприятие подписывают соответствующий договор, имущество передается по акту.
Согласно ст. 294 ГК РФ МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. МУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ).
При этом собственник осуществляет контроль за использованием по назначению, сохранностью и эффективным использованием муниципального имущества, закрепленного за МУП (пп. 11 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ, п. 7 ст. 10 решения Совета муниципального образования Каневской район Краснодарского края от 12.10.2016 N 83 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности_").
Передача имущества с его закреплением на праве оперативного управления за соответствующими учреждениями производится в соответствии со ст.ст. 294 ГК РФ. Такая передача подлежит отражению в учете передающей стороны, в том числе органа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, путем списания стоимости передаваемого имущества и начисленной по нему амортизации с соответствующих балансовых счетов (смотрите, в частности, п.п. 29, 51, 145 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В то же время такое имущество и после передачи продолжает учитываться в установленном порядке в реестре муниципального имущества соответствующего публично-правового образования (смотрите решение Совета муниципального образования Каневской район Краснодарского края от 29.06.2011 N 115 "Об утверждении Реестра муниципального имущества_").
При этом действующей методологией бюджетного учета не установлено требование об отражении стоимости имущества, учитываемого в реестре муниципального имущества, но закрепленного при этом за унитарными предприятиями, на каких-либо счетах балансового или забалансового учета.
Здесь отметим, что положениями Инструкции N 157н прямо предусмотрено требование о применении органами, осуществляющими полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, забалансовых счетов 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" и 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением указанного имущества. Однако в рассматриваемой ситуации нет оснований квалифицировать осуществляемые уполномоченным органом операции в качестве передачи имущества в возмездное или безвозмездное пользование.
Соответственно, отражать в забалансовом учете органа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, стоимость объектов, выбывших из состава нефинансовых активов имущества муниципальной казны по причине закрепления их на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, не требуется.
Вместе с тем согласно п. 392 Инструкции N 157н организация госсектора вправе вводить дополнительные забалансовые счета (помимо забалансовых счетов, предусмотренных Инструкцией N 157н) для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование. На наш взгляд, для контроля за сохранностью и эффективным использованием имущества, закрепленным за МУП, информации, содержащейся в реестре муниципального имущества, достаточно.
К сведению:
Вложение объектов имущества казны в уставный фонд унитарного предприятия отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 1 215 32 530 "Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия" и кредиту счета 1 108 51 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну" (абз. 12 п. 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
9 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним