Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

28.03.2017
ВОПРОС:
Унитарное специализированное автотранспортное предприятие осуществляет переход на профстандарты.
Как правильно осуществить переход, с чего необходимо начать, до какого срока этот переход должен быть обязательно осуществлен? Какие внутренние акты и (или) документы должны быть введены?
Обязательно ли применение профстандарта для бухгалтеров, с какой даты и как его применять к уже работающим сотрудникам?
Допускается ли увольнение, если сотрудник не соответствует требованиям или отказывается пройти подтверждение квалификации?
Как определять учреждения и центры, имеющие разрешения на проведение оценки соответствия квалификации работника? Есть ли перечень таких организаций на каких-либо официальных сайтах?
ОТВЕТ:

Порядок применения профессиональных стандартов унитарным предприятием

Прежде всего хотим обратить Ваше внимание на то, что по общему правилу работодатель вправе самостоятельно устанавливать квалификационные требования к работникам, занимающим должности в организации, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ). В таких исключительных случаях квалификационные требования к должностям (профессиям, специальностям), а также их наименования должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах. По смыслу нормы части второй ст. 57 ТК РФ такое соответствие обязательно тогда, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности (профессии, специальности). Кроме того, с 1 июля 2016 года начала действовать ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения всеми работодателями.
В иных случаях данные требования носят лишь рекомендательный характер и могут использоваться работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего определенную должность (п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
Вышеизложенное означает, что если в отношении определенных должностей или профессий законодательством не установлены какие-либо требования к квалификации лиц, их замещающих (выполняющих), или не предусмотрены компенсации, льготы и ограничения, то работодатель не обязан каким-либо образом вводить и применять профессиональные стандарты, принятые по таким должностям или профессиям. Те же профессиональные стандарты, которые в силу положений части второй ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ являются обязательными, также не требуют для начала их применения совершения работодателем каких-либо действий, поскольку такие стандарты применяются автоматически в силу прямого указания закона.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
На основании вышеуказанной нормы было принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов..." (далее - Постановление N 584), из п. 1 которого следует, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Анализ приведенной нормы показывает, что Постановление N 584 не устанавливает для унитарных предприятий никаких дополнительных случаев применения профстандартов, не предусмотренных частью второй ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь определяет необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они, в соответствии с законодательством, являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Иными словами, у унитарных предприятий нет необходимости применять те профессиональные стандарты, которые не обязательны к применению работодателями, не упомянутыми в п. 1 Постановления N 584. Для них установлен лишь особый порядок введения тех профстандартов, которые обязательны ко всеобщему применению.
Как уже отмечалось выше, унитарное предприятие вводит профессиональные стандарты на основе утвержденного им плана по организации применения профстандартов, который должен включать в себя следующие сведения (п. 1 Постановления N 584):
- список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профессиональных стандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Реализация мероприятий этого плана должна быть завершена не позднее 01.01.2020 (п. 2 Постановления N 584).
Трудовое законодательство не указывает на необходимость обучения уже принятых на работу сотрудников в связи с принятием нового профессионального стандарта, равно как и не предусматривает возможности изменения или расторжения заключенных с ними трудовых договоров в связи с принятием тех или иных профстандартов. В соответствии с частью первой ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая той же статьи). Согласно части четвертой ст. 196 ТК РФ проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников работодатель обязан в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, когда это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (смотрите также п.п. 10, 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Применение этих положений непосредственно не связано с введением новых профстандартов.
Таким образом, в настоящей ситуации государственному унитарному предприятию прежде всего необходимо:
- определить перечень профстандартов, подлежащих применению в части требований к квалификации работников, и этапы их применения;
- определить потребность работодателя в подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников с учетом требований профстандартов, сроки проведения соответствующих мероприятий;
- составить перечень локальных нормативных актов, в которые следует внести изменения с учетом требований профстандартов (в частности в должностные инструкции, в которых содержатся квалификационные требования к работникам).
Затем с учетом проведенной подготовительной работы работодателю следует составить план по организации применения профессиональных стандартов, содержащий в себе детальный перечень мероприятий, необходимых для применения профстандартов. Относительно данного плана работодатель должен запросить мнение представительного органа работников. После получения такого мнения работодатель может утвердить указанный план, например, своим приказом. Отметим, что отрицательное мнение представительного органа работников относительно плана не является по смыслу п. 1 Постановления N 584 основанием для обязательного его изменения работодателем.

Проверка соответствия квалификации работников требованиям, указанным в профессиональных стандартах

Как уже отмечалось выше, само по себе введение в действие профессиональных стандартов не является основанием для проведения проверки соответствия квалификации работников положениям указанных профстандартов.
Необходимость проверки квалификации (аттестации) работников, занимающих определенные должности, устанавливается законодательством или локальными нормативными актами организации, принятыми с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая ст. 81 ТК РФ). Такую аттестацию следует провести в сроки, установленные нормами вышеуказанных актов.
Также из части второй ст. 81 ТК РФ следует, что единого порядка проведения аттестации работников на соответствие их квалификационным требованиям, в том числе и установленным профессиональными стандартами, законодательством не установлено. Такой порядок определяется нормативными актами, устанавливающими обязательность аттестации тех или иных работников*(1).
В частности, например, законодательством предусмотрена обязательная аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, и одновременно предусмотрен порядок проведения такой аттестации (п. 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.1993 N 876, Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11).
Кроме того, с 1 января 2017 года предусмотрена возможность проведения независимой оценки квалификации работника на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ)).
Относительно возможности применения данного Закона унитарным предприятием при оценке квалификации своих работников следует помнить, во-первых, то, что проведение такой оценки является добровольным и осуществляется либо по инициативе самого работника или лица, претендующего на выполнение определенного вида трудовой деятельности, либо по направлению работодателя (п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона N 238-ФЗ). Соответственно, расходы, связанные с проведением такой оценки, несет то лицо, по чьей инициативе она проводилась.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что если законодательством установлен определенный порядок проведения аттестации работников (как, например, в вышеупомянутом случае с работниками организаций, занимающихся перевозками пассажиров и грузов), то независимая оценка квалификации в этом случае проводиться не может (ч. 3 ст. 1 Закона N 238-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемом случае унитарному предприятию необходимо установить, предусмотрено ли обязательное проведение оценки квалификации (аттестации) по той или иной должности положениями законодательства и локальными нормативными актами этого унитарного предприятия*(2). Затем унитарному предприятию следует определить, установлен ли порядок указанной оценки квалификации (аттестации) законодательством или локальными нормативными актами. При отсутствии такого порядка работодатель вправе направить работника в соответствующую организацию для независимой оценки его квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта или иным требованиям законодательства. Расходы на такую оценку в этом случае будет нести работодатель. Норм, позволяющих работодателю принудить работника самостоятельно (не по направлению работодателя) пройти независимую оценку его квалификации и (или) понести связанные с этим расходы, действующее законодательство не содержит.
В заключение отметим, что независимая оценка квалификации проводится центрами оценки квалификации (ч. 1 ст. 8 Закона N 238-ФЗ), информация о которых содержится в реестре, ведущемся Национальным агентством развития квалификаций (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закона N 238-ФЗ). Доступ к данному реестру осуществляется в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 4 ст. 10 Закона N 238-ФЗ).

Применение требований профессионального стандарта к бухгалтерам организации

Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), главных бухгалтеров организаторов торгов (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"), главных бухгалтеров операторов платежных систем (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), главных бухгалтеров клиринговых организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте") и главных бухгалтеров ряда других организаций. Главные бухгалтера и бухгалтера унитарных предприятий в числе указанных работников не называются.
Также ни ТК РФ, ни другим федеральным законом не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением трудовой функции по должности бухгалтера (иного лица, на которого возлагается ведение бухгалтерского учета).
Учитывая изложенное, работодатель в рассматриваемом случае не обязан руководствоваться положениями профессионального стандарта "Бухгалтер", утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н, в отношении лиц, ведущих бухгалтерский учет в организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

6 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единственным общим требованием является то, что в комиссию по проведению аттестации, которая создается работодателем и может привести к увольнению работника, должен включаться представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (часть третья ст. 82 ТК РФ).
*(2) Отметим, что работодатель, в силу ст. 8 ТК РФ, вправе принимать локальные нормативные акты в организации по своему усмотрению. Однако согласно ст. 81 ТК РФ при разработке акта об обязательной аттестации работников должно быть запрошено и учтено мнение представительного органа работников.

 

Все консультации данной рубрики