Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
28.03.2017
- Автономное учреждение находится в поселении, отдаленном от райцентра. В связи с этим работники представляют авансовые отчеты в централизованную бухгалтерию на компенсацию (возмещение) расходов по служебному проезду (выдается маршрутный лист и не оформляется приказ на командировку) от поселения до райцентра и обратно (маршрутный автобус, маршрутное такси) по своим обязанностям (руководитель - совещание, педагог - мероприятие и т.д.). Сотрудник приобретает проездной билет, учреждение ему не выдает проездные документы. Приказ на командировку не оформляется. В учреждение на электронную почту приходит сообщение о необходимости присутствия того или иного сотрудника на совещании или ином мероприятии. Время и место присутствия работника фиксируются в путевом листе. По какому коду вида расходов (далее - КВР) и какой подстатье КОСГУ оплатить компенсацию расходов по служебному проезду: КВР 112 и подстатья КОСГУ 212 или КВР 112 и подстатья КОСГУ 222?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для того чтобы в учреждении имелось основание для возмещения указанных в вопросе расходов по коду вида расходов 112 и подстатье 212 КОСГУ, необходимо, чтобы в учреждении был разработан нормативный акт, предусматривающий выплату компенсации работникам при приобретении ими проездных документов в целях исполнения своих должностных обязанностей. В ином случае возмещение расходов сотрудникам учреждения целесообразно осуществлять по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Применение элемента вида расходов 112 в увязке с подстатьей 222 "Транспортные услуги" КОСГУ при выплате компенсаций должностным лицам возможно в случае, если обязанность по обеспечению таких лиц проездными документами предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 5.1.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы государственных (муниципальных) учреждений детализируются по видам расходов.
Перечень видов расходов, применяемых автономными учреждениями, а также соответствующие им статьи (подстатьи) КОСГУ приведены в Таблице соответствия (Приложение 5 к Указаниям N 65н).
Одним из существенных требований утвержденной структуры видов расходов являются разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или "натуральной"), между соответствующими элементами видов расходов группы 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" и видом расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Применительно к рассматриваемой ситуации под "натуральной" формой обеспечения гарантий работнику следует понимать заключение от имени учреждения договора в пользу физических лиц (смотрите, в частности, письмо Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N Д28и-9). При этом закупка может быть осуществлена учреждением через подотчетное лицо, действующее от имени учреждения.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет расчетов с подотчетными лицами только по суммам денежных средств, выдаваемых им под отчет (п. 212 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Иными словами, положения Инструкции N 157н предполагают, что перед осуществлением сотрудником каких-либо расходов в интересах учреждения на основании его заявления о выдаче аванса будут приняты соответствующие обязательства, а денежные средства на выдачу аванса будут получены в кассу учреждения в установленном порядке или перечислены на банковскую карту сотрудника.
Однако практика показывает, что приобретение сотрудниками какого-либо имущества либо услуг в интересах учреждения за счет личных средств с последующей компенсацией расходов, как правило, не расценивается контролирующими органами в качестве нарушения.
На наш взгляд, возмещение расходов работникам, не получавшим под отчет денежные средства, возможно при наличии документов, подтверждающих их полномочия на осуществление расходов в интересах учреждения.
Соответственно, если работник, являясь подотчетным лицом и приобретая проездной документ на свое имя, действовал от имени учреждения, возмещение расходов следует осуществить с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке с подстатьей 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Обеспечение гарантий работнику путем выплаты ему денежной компенсации, в том числе в сумме фактически понесенных им расходов, для учреждения закупкой не является. Указаниями N 65н прямо предусмотрено, что расходы государственных (муниципальных) учреждений по осуществлению компенсаций работникам, обусловленных их статусом в соответствии с трудовыми договорами, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, не включенные в фонд оплаты труда, отражаются с применением элемента вида расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда".
Согласно Таблице соответствия элемент вида расходов 112 может применяться как с подстатьей 212 "Прочие выплаты", так и с подстатьей 222 "Транспортные услуги" КОСГУ (в части возмещения должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации). Соответственно, применение элемента вида расходов 112 в увязке с подстатьей 222 "Транспортные услуги" КОСГУ возможно при выплате компенсаций должностным лицам, в случае если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации*(1). Если же гарантии, связанные с обеспечением проездными документами работника учреждения, установлены не законодательством Российской Федерации, а коллективным договором или иным локальным актом учреждения, то выплата компенсации должна осуществляться с применением элемента вида расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" с отнесением расходов на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Таким образом, для того, чтобы в учреждении имелось основание для возмещения указанных в вопросе расходов по коду вида расходов 112 и подстатье 212 КОСГУ, необходимо, чтобы в учреждении был разработан нормативный акт, предусматривающий выплату компенсации работникам при приобретении ими проездных документов в целях исполнения своих должностных обязанностей. Так, нормативный акт может предусматривать возмещение подобных расходов в фиксированной сумме или в размере документально подтвержденных расходов (в рассматриваемом случае, например, путевой лист, проездной билет, приобретаемый сотрудником самостоятельно).
В ином случае возмещение расходов сотрудникам учреждения целесообразно осуществлять по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
К сведению:
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть первая ст. 166 ТК РФ).
Порядок направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств регулируется ТК РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
В п. 3 Положения уточнено, что местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором. Поездка в обособленное подразделение организации-работодателя (представительство, филиал), если такое подразделение находится вне места постоянной работы сотрудника, также признается командировкой.
Кроме того, из п. 11 Положения следует, что поездка работника для выполнения служебного поручения в местность, откуда он исходя из условий транспортного сообщения и характера служебного поручения имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, также признается командировкой.
С учетом приведенных норм нам представляется, что в рассматриваемой ситуации поездки работников в райцентр, находящийся вне места постоянной работы сотрудника, являются не чем иным, как командировками и должны оформляться соответствующим образом. Применение кодов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ при служебных командировках описано в Энциклопедии решений "Применение КОСГУ и кодов видов расходов при оплате командировочных расходов".
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
- Энциклопедия решений. Группа видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу...";
- Энциклопедия решений. Подстатья 212 "Прочие выплаты" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Служебная командировка;
- Энциклопедия решений. Оформление служебной командировки;
- Энциклопедия решений. Применение КОСГУ и кодов видов расходов при оплате командировочных расходов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
9 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- постановление Правительства РФ от 17.09.2004 N 483 "О порядке обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 850 "О порядке обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства РФ от 05.02.2013 N 89 "О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним