Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.03.2017
ВОПРОС:
Муниципальное автономное учреждение (школа) сдает имущество в аренду. В школе сдается часть помещения под терминал. НДС в сумму арендной платы не входит.
Как учитывать суммы поступления денежных средств - с НДС или без НДС? Если запланировано, что сумма поступит с учетом НДС, то по какому коду вида расходов и по какой статье КОСГУ следует учитывать выбытие (оплату) сумм НДС?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата сумм НДС, начисленных с доходов от арендных платежей, предъявленных с НДС, осуществляется по статье аналитической группы подвида доходов 130 или 180 и КОСГУ 130 или 180 согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.
При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности поступление доходов от сдачи имущества в аренду может быть отражено без учета поступлений сумм НДС.

Обоснование вывода:
1. Проведение кассовых операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном, соответственно, Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете (ч. 3.4 Закона N 174-ФЗ).
Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений утвержден приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н (далее - Порядок N 15н).
Орган Федерального казначейства принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения условий, перечисленных в п. 6 Порядка N 15н. В частности, указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации должны соответствовать текстовому назначению платежа.
Согласно ст. 19 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований.
Иными словами, в платежном документе при перечислении денежных средств могут указываться не только коды видов расходов (КВР), но и другие составляющие бюджетной классификации РФ.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), уплата налогоплательщиками (автономными учреждениями) НДС отражается по соответствующей статье КОСГУ (130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" или 180 "Прочие доходы") согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.
Аналогичный порядок отражения аналитического кода вида поступлений 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" или 180 "Прочие доходы" применяется при уплате НДС с доходов, полученных от сдачи в аренду имущества (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38856*(1)).
Таким образом, оплата сумм НДС, начисленных с доходов от арендных платежей, предъявленных с НДС, осуществляется не по КВР, а по статье аналитической группы подвида доходов 130 или 180 и КОСГУ 130 или 180 согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.
2. Общие требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н). Вместе с тем орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, вправе установить особенности его составления и утверждения.
В частности, для муниципальных учреждений города Оренбурга порядок составления и утверждения Плана ФХД утвержден постановлением администрации города Оренбурга от 07.04.2016 N 953-п (далее - Порядок). По наличию информации Порядок "дублирует" Требования N 81н.
Табличная часть Плана ФХД, раскрывающая информацию о показателях по поступлениям и выплатам учреждения, составляется в соответствии с Таблицей 2 Приложения 1 к Порядку.
Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением с указанием в том числе поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности (пп. 5 п. 2.6 Порядка).
Суммы, указанные в абз. 6 п. 2.6 Порядка, учреждение рассчитывает исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 2.6 Порядка).
Как видим, положения Требований N 81н и Порядка не дают четкого ответа на вопрос, в каком размере следует планировать поступление доходов (в том числе от арендных платежей), предъявленных с НДС. На наш взгляд, решить данный вопрос возможно опираясь на порядок отражения сведений в Отчете (ф. 0503737), форма которого и Инструкция по заполнению которого утверждены приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Отчет (ф. 0503737) составляется в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности).
Суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, утвержденных Планом ФХД учреждения, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, отражаются в разделе 1 "Доходы учреждения" в графе 4 Отчета (ф. 0503737) (п. 38 Инструкции N 33н).
Данные в разделе "Доходы" заполняются по соответствующим счетам учета согласно п. 42 Инструкции N 33н. При этом итоговая сумма исполненных плановых назначений за отчетный период отражается в графе 9 путем суммирования граф 5, 6, 7, 8 (п. 42 Инструкции N 33н).
Уплата налога на добавленную стоимость автономными учреждениями отражается в Отчете (ф. 0503737) со знаком "минус" по соответствующему коду.
Поэтому нам представляется, что если в Плане ФХД не предусмотрено выделение отдельной строкой показателей по поступлениям в части НДС, то в Плане ФХД следует запланировать "чистое" поступление доходов от аренды имущества.

К сведению:
С учетом особенностей формирования Отчета (ф. 0503737), а также действующего порядка уплаты НДС в бюджетную систему РФ может возникнуть ситуация, когда в Отчете (ф. 0503737) на отчетную дату сумма фактических доходов будет превышать плановые.
Напомним, что оплата суммы НДС, рассчитанной по итогам квартала, перечисляется в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев - не позднее 25-го числа каждого из них (ст. 163, п. 1 ст. 174 НК РФ). А Отчет (ф. 0503737) составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным (п. 34 Инструкции N 33н). Следовательно, при составлении Плана ФХД относительно доходов от сдачи имущества в аренду без учета НДС в определенные моменты может возникнуть ситуация, когда сумма фактических доходов будет превышать плановые (до оплаты НДС), что найдет отражение в Отчете (ф. 0503737) на отчетную дату.
На наш взгляд, данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве нарушения требований действующего законодательства. При этом порядок формирования отчета допускает исполнение назначений сверх запланированных (п. 39 Инструкции N 33н).
В то же время, если в результате операций по получению доходов могут быть превышены плановые показатели, учреждение всегда может внести соответствующие изменения в План ФХД в порядке, описанном в п. 2.17 Порядка. Решение о внесении изменений в План ФХД принимается руководителем учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Требования к составлению Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

7 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В рассматриваемом письме речь идет об учете в бюджетном учреждении. При этом в автономном учреждении может быть применен аналогичный порядок применения статей аналитической группы подвида доходов (15-17 разряды номера счета) и КОСГУ (24-26 разряды номера счета).

 

Все консультации данной рубрики