Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

04.04.2017
ВОПРОС:
Могут ли на заводе фельдшеры, аттестованные на проведение предрейсовых медицинских осмотров, проводить данные медицинские осмотры для внутризаводского транспорта (транспорт за территорию завода не выезжает, лицензии на данную деятельность у организации нет), или необходимо получать лицензию?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прохождение медицинских осмотров водителя погрузчика обязательно в случае, если управляемое им техническое средство относится к категории транспортных средств в понимании Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" или Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 18.
Медицинская деятельность по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей подлежит лицензированию независимо от того, используется ли водителем транспортное средство на дорогах или территории организации.
Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров. В свою очередь, у работника имеется обязанность проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (абзац шестой ст. 214 ТК РФ).
Обязательность прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителями транспортных средств, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, установлена п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ). Эта же норма предусматривает, что водители транспортных средств, чья работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, должны проходить обязательные послерейсовые медицинские осмотры. Под транспортным средством в Законе N 196-ФЗ понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2).
Кроме того, обязанность по прохождению предрейсовых медосмотров в отношении водителей транспортных средств установлена п. 1.33, пп. "а" п. 8.3 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 18 (далее - ПОТ РМ-008-99). В данном нормативном акте под транспортным средством понимается промышленный напольный безрельсовый колесный транспорт (автомобили, тракторы, автопогрузчики, электропогрузчики и другие безрельсовые колесные транспортные средства, включая и грузовые тележки), используемый в технологических транспортных операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами) организации (п. 1.1).
Таким образом, в случае, если указанный в вопросе погрузчик относится к транспортному средству в понимании Закона N 196-ФЗ или ПОТ РМ-008-99 *(1), водитель погрузчика обязан проходить медицинский осмотр (смотрите также ответы специалистов с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" на вопрос N 1, вопрос N 2).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее - Порядок).
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. При этом лицензированию подлежит именно медицинская деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств независимо от того, используется ли транспортное средство на дорогах или на территории организации.
Медицинский персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (приложение N 8).
Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.
Также отметим, что остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Закона N 196-ФЗ (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан. Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).
В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015, апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18.06.2015 по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 06.05.2015 по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2015 по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.10.2015 по делу N 5-299/2015).
Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат - привлечение к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос о том, относится ли конкретный погрузчик к транспортному средству в понимании Закона N 196-ФЗ или ПОТ РМ-008-99, касается технических характеристик данного устройства и порядка его использования и в рамках данной консультации не может быть разрешен.

 

Все консультации данной рубрики