Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

05.04.2017
ВОПРОС:
Необходимо ли разрабатывать и оформлять природоохранную документацию (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООРЛ), проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) и т.д.), вести учет отходов, а также поставить на учет используемые объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на неотчужденном земельном участке (деятельность осуществляется с устного согласия собственника участка)? Какие последствия могут быть за отсутствие природоохранной документации и правомерности проведения деятельности на неотчужденном земельном участке?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, использующая объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также в ходе деятельности которой образуются отходы, признается лицом, на которое распространяются требования природоохранного законодательства. В частности, организация, в ходе деятельности которой образуются отходы, должна оформлять разрешительную природоохранную документацию (ПНООРЛ, проект ПДВ и т.д.), вести учет отходов, а также поставить на учет используемые объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Земельный участок таким объектом не признается.

Обоснование вывода:
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
При этом в силу п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду*(1).
Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТБО)*(2), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В информации Росприроднадзора "О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" указано, что плата за НВОС вносится в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды, и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях. То есть факт наличия или отсутствия зарегистрированного права собственности или права пользования на земельный участок не влияет на обязательство природопользователя, если он осуществляет деятельность на объекте, оказывающем НВОС, расположенном на этом участке, либо если в результате деятельности на таком участке у организации образуются отходы.
В соответствии с определением объекта НВОС (п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС).
При этом земельные участки к объектам НВОС не относятся. В соответствии с определением ст. 1 Закона N 7-ФЗ имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС*(3).
Лица, обязанные вносить плату, подлежат обязательному государственному учету, который осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии со ст. 69 Закона N 7-ФЗ*(4).
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).
Кроме того, ст. 28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ от 04.05.1999 (далее - Закон N 96-ФЗ) устанавливает, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками*(5). Таким образом, использование в деятельности стационарных источников, в ходе эксплуатации которых образуются выбросы в атмосферный воздух организацией, приводит к необходимости исполнения требований Закона N 96-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Закона N 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.
Таким образом, обязанность по исполнению требований природоохранного законодательства (в частности в виде внесения платы за НВОС, постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет, разработки природоохранной документации (ПНООРЛ, проекты ПДВ и т.д.)) определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые он осуществляет, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики или разъяснений контролирующих органов по вопросу осуществления деятельности, оказывающей НВОС, на земельном участке, право пользования которого не оформлено в установленном порядке, нам обнаружить не удалось. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться с соответствующим запросом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, направив его по адресу: 123995 Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6, Д-242, ГСП-5 либо заполнив электронное обращение на странице ведомства в сети Интернет (http://rpn.gov.ru/node/24885).

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящих в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Данная норма применяется в том числе при отсутствии утвержденных ПНООЛР (смотрите, например, постановления Двадцатого ААС от 15.12.2015 N 20АП-6784/15, Двадцать первого ААС от 04.12.2015 N 21АП-1291/15, решение Московского городского суда от 08.12.2015 N 7-12493/15).
За нарушение требований, предусматривающих обязанность постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представления сведений для актуализации учетных сведений также установлена административная ответственность (ст. 8.46 КоАП).
Кроме того, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влекут, в соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей, а на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Отметим, что присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В зависимости от уровня воздействия такие объекты делятся на четыре категории (объекты IV категории оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду) (ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, далее - Критерии.
Отдельные вопросы отнесения объектов к различным категориям рассмотрены Росприроднадзором в письме от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354. В данном письме указано, в частности, что только образование отходов не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.
*(2) Плательщиками платы за НВОС при размещении ТБО являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
*(3) Данное разъяснение содержится на официальном сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/27639.
*(4) В силу п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ начиная с 01.01.2016 в течение двух лет юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, определенном ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ.
*(5) С 1 января 2015 года законодательством не предусмотрено взимание платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за НВОС (атмосферный воздух) передвижными источниками, например транспортными средствами (ст. 16 Закона N 7-ФЗ, ст. 28 Закона N 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 23.07.2015 N 02-12-44/17039, письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 N АА-06-01-36/13498).

 

Все консультации данной рубрики