Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.04.2017
ВОПРОС:
Может ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, учитывая постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", участие сотрудников в вебинарах оплачивать в объеме 100%?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При заключении договора на участие в вебинаре определять возможность включения условий об авансовом платеже в размере 100% в каждом конкретном случае необходимо исходя из условий предоставления данной услуги. Если услуга по проведению вебинара не может быть квалифицирована в качестве услуги, поименованной в абз. 5 пп. а п. 42 Постановления N 1551, на наш взгляд, оснований для включения в договор условия об авансовом платеже в размере 100% не возникает.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг государственными учреждениями. Однако данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств.
В то же время для федеральных бюджетных учреждений в настоящее время установлена обязанность предусматривать в контрактах авансы, не превышающие предельные размеры, установленные для федеральных получателей бюджетных средств (п. 43 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", далее - Постановление N 1551). Обеспечивать выполнение данных требований должны органы, исполняющие в отношении учреждений функции и полномочия учредителя.
Следует отметить, что соответствующие положения для федеральных бюджетных учреждений были предусмотрены и в 2016 году пунктом 36.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456). Постановление N 1456 было дополнено данным пунктом постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 266. Кроме того, на необходимость контроля со стороны учредителя включения в контракты, заключаемые бюджетными учреждениями, положений об авансировании специалисты финансового ведомства указывали еще в 2014 году (смотрите письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190). Обосновывалось это тем, что учредитель несет ответственность за просроченную кредиторскую задолженность учреждений.
Порядок проведения соответствующего контроля со стороны учредителей в настоящее время законодательно не урегулирован. Однако в целях соблюдения условий, установленных п. 43 Постановления N 1551, бюджетному учреждению следует самостоятельно, не дожидаясь разъяснений учредителя, предусматривать в контрактах авансы, не превышающие предельные размеры, установленные для федеральных получателей бюджетных средств. При этом источник средств, за счет которого бюджетное учреждение будет оплачивать договор (контракт), роли не играет.
Анализ положений п. 42 Постановления N 1551, устанавливающих порядок включения авансов в контракты получателей средств федерального бюджета, не дает однозначного ответа на поставленный вопрос о возможности предусмотреть предоплату в полном объеме заключаемого контракта, предметом которого являются услуги по проведению вебинаров. Формат проведения и цели вебинаров могут быть совершенно разными - от семинаров и тренингов, проводимых спикером в одностороннем порядке (практически без возможности обратной связи), до дистанционного получения образования с возможностью получения обратной связи в режиме реального времени.
Соответственно, определить, будет ли данный вебинар являться обучением на курсах повышения квалификации, прохождением профессиональной переподготовки, участием в научной, методической, научно-практической, иной конференции или нет, необходимо в каждом конкретном случае отдельно.
Следует понимать, что перечисленные услуги, по которым возможно включение в контракт условий об авансировании в размере до 100%, появились в п. 42 Постановления N 1551 неслучайно. Как правило, предоплата в полном размере стоимости услуги необходима в той ситуации, когда без соответствующей оплаты услуга не сможет быть оказана.
В то же время в случае с вебинарами, если они не являются частью образовательного процесса, а проводятся в качестве отдельных услуг, поставщики данных услуг, как правило, могут предусмотреть включение в договор условий о внесении предоплаты не в полном объеме, а в размере 30%. В ином случае возможность включения в договор (контракт) условий об авансировании в размере 100%, на наш взгляд, должна быть согласована с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Таким образом, при заключении договора на участие в вебинаре определять возможность включения условий об авансовом платеже в размере 100% в каждом конкретном случае необходимо исходя из условий предоставления данной услуги. Если услуга по проведению вебинара не может быть квалифицирована в качестве услуги, поименованной в абз. 5 пп. а п. 42 Постановления N 1551, на наш взгляд, оснований для включения в договор условия об авансовом платеже в размере 100% не возникает.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

17 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики