Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
07.04.2017
- По итогам инвентаризации за 2001 год организацией были выявлены излишки объектов недвижимого имущества, которые были приняты к учету в 2002 году на счет 08, так как на момент принятия к учету не было оформлено право собственности. В настоящее время на эти объекты не оформлено право собственности, но они эксплуатируются, здания обслуживаются, то есть отвечают критериям для принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на счет 01. По указанным объектам недвижимости организация уплачивала налог на имущество. Амортизация не начислялась ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Стоимость объектов и величина возможной амортизации по ним не являются существенными для организации.
Можно ли принять к учету объекты недвижимости в состав основных средств (перевести на счет 01) без получения права собственности в настоящее время? Как учитывать амортизацию по данным объектам, если они останутся на счете 08 до получения права собственности или после перевода их в состав основных средств, с учетом того, что прошло 15 лет с момента обнаружения данных объектов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация должна была учесть указанные в вопросе объекты в составе ОС в 2011 году.
При этом амортизация могла начисляться и при отражении эксплуатируемых объектов недвижимости на счете 08.
В данном случае организации необходимо произвести исправление в бухгалтерском учете, а также произвести корректировку налоговых обязательств по налогу на имущество.
Начисление амортизации в налоговом учете может привести к спорам с налоговыми органами.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
В силу пп. "а" п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пп. "а" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), в редакциях, действовавших в периоде выявления основных средств, излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.
Следовательно, поставить на учет выявленные в результате инвентаризации объекты, а также признать внереализационный доход в виде их рыночной стоимости (п. 8, п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации") необходимо было на дату проведения инвентаризации (в данном случае в 2001 году).
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (ОС) необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В силу п. 1 ст. 130 и п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Данные положения действуют сейчас и действовали в 2001 году.
При этом условия признания актива ОС, поименованные в п. 4 ПБУ 6/01, не связаны с возникновением права собственности на такой актив и могут иметь место и до его регистрации.
Согласно п. 21 ПБУ 6/01 (как в редакции, действовавшей в 2001 г., так и в ныне действующей редакции) начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Причем запрета на начисление амортизации по объектам ОС, выявленным в результате инвентаризации, п. 17 ПБУ 6/01 не устанавливает сейчас и не устанавливал ранее.
Следует отметить, что ПБУ 6/01 не применялось в 2001 г. и не применяется сейчас к капитальным вложениям (абзац 4 п. 3 ПБУ 6/01).
Определение "незавершенные капитальные вложения" приведено в п. 41 Положения 34н. До 31.12.2010 к ним, в частности, относились не оформленные актами приема-передачи ОС и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на приобретение зданий и т.п.
Таким образом, до момента получения организацией свидетельства о государственной регистрации прав на них это имущество являлось незавершенным капитальным вложением, учитываемым на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", к которому не применялись нормы ПБУ 6/01. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 08.04.2003 N 16-00-14/121.
При этом специалисты финансового ведомства указали, что на основании п. 22 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, по не оформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но фактически эксплуатируемым теми организациями, которым они будут переданы в основные средства или с их согласия другими организациями, амортизация начисляется в общем порядке - с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.
В письме Минфина России от 26.03.2003 N 04-05-06/10 сказано, что суммы начисленной амортизации по фактически эксплуатируемым объектам ОС, до момента государственной регистрации и принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС, отражаются в бухгалтерском учете на дебете счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" и учитываются при расчете остаточной стоимости ОС для целей исчисления налога на имущество предприятий.
Аналогичной позиции придерживались и суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2009 N А56-18969/2008, ФАС Центрального округа от 21.04.2005 N А62-4171/04, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2004 N А29-996/2004а).
Таким образом, по объектам недвижимого имущества, фактически эксплуатируемым организацией, но не зарегистрированным в установленном порядке и учтенным на счете 08, организация могла также начислять амортизацию в целях бухгалтерского учета начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.
Ныне действующие Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), вступили в силу с 1 января 2004 г.
Согласно п. 52 Методических указаний в редакции, действовавшей до 31.12.2010, объекты недвижимого имущества, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на госрегистрацию и фактически эксплуатируемые, можно было учитывать на отдельном субсчете к счету 01. То есть для учета объектов недвижимости в качестве ОС с 2004 года требовался факт ввода их в эксплуатацию и факт подачи документов на государственную регистрацию (письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154).
В рассматриваемой ситуации объекты недвижимости приняты к учету в 2002 году и эксплуатируются, но документы на госрегистрацию не поданы до сих пор.
По мнению финансового ведомства, независимо от того, на каком счете бухгалтерского учета были учтены фактически эксплуатируемые объекты недвижимости (на счете 01 или счете 08), указанное имущество необходимо было учитывать при расчете налога на имущество (письма Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151, от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 (решением ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07 данное письмо признано не противоречащим действующему на тот момент законодательству), от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28).
В решении ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07, в частности, указано, что принятие недвижимого имущества к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС должно производиться в случае, если указанный объект обладает всеми признаками, установленными п. 4 ПБУ 6/01, и его первоначальная стоимость сформирована.
ВАС РФ указал, что государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества согласно гражданскому законодательству является обязательной, однако она носит заявительный характер (ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Факт отсутствия государственной регистрации права собственности в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на своевременное оформление недвижимого имущества в свою собственность, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения спорного имущества в порядке, установленном налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете (смотрите также постановления ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 N А72-6330/06-7/250, ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N Ф04-3150/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 12.05.2008 по делу N А43-21471/2007-6-749, определение ВАС РФ от 19.09.2008 N 11258/08).
Из вышеизложенного следует, что организация могла учитывать фактически эксплуатируемые объекты недвижимости в составе ОС на счете 01 и начислять по ним амортизацию, даже если право собственности по ним не было зарегистрировано в установленном гражданским законодательством порядке и документы на регистрацию прав собственности не были поданы.
При этом если указанные объекты ОС учитывались на счете 08, то по ним можно было начислять амортизацию, учитываемую при расчете остаточной стоимости ОС для целей исчисления налога на имущество организаций.
С 01.01.2011 согласно п. 52 Методических указаний объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС. Поэтому с 2011 года объекты недвижимости признаются объектами ОС при условии выполнения требований п. 4 ПБУ 6/01 и не имеет значения, когда подавались документы на регистрацию прав на недвижимое имущество или они вообще не подавались.
Заметим, что с 01.01.2011 из п. 41 Положения 34н фраза "...включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях" исключена.
В отличие от "старой" редакции п. 52 Методических указаний, "новая" редакция нормы "не допускает", а, по сути, обязывает организации учитывать объекты недвижимого имущества, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимать к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением их на отдельном субсчете к счету учета ОС.
Поэтому организация обязана была в 2011 году учесть рассматриваемые нами объекты в составе ОС. Однако до настоящего времени этого не было сделано. А также по указанным объектам недвижимости не начислялась амортизация.
Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, обусловленное, в частности, неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности, признается ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010"Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", далее - ПБУ 22/2010).
В силу п. 4 ПБУ 22/2010 выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете зависит от периода, к которому они относятся, от момента их выявления, а также от их характера (существенные или несущественные) (п. 3 ПБУ 22/2010).
Из вопроса следует, что допущенная ошибка не является существенной.
Согласно п. 14 ПБУ 22/2010 ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Таким образом, на дату выявления ошибки на основании бухгалтерской справки организации необходимо отразить следующие операции:
Дебет 01 Кредит 08
- объекты недвижимости учтены в составе ОС;
Дебет 91 Кредит 02
- учтена в составе прочих расходов амортизация, начисленная либо с первого числа месяца, следующего за месяцем отражения в учете обнаруженных в результате инвентаризации объектов имущества, либо с февраля 2011 года, по декабрь 2016 года включительно;
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 02
- по объектам ОС начислена амортизация за 2017 год (п. 5 ПБУ 22/2010, п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Налог на имущество
Поскольку в данном случае организация за все прошедшие налоговые периоды (п. 1 ст. 379 НК РФ) уплачивала налог на имущество организаций в отношении рассматриваемых объектов недвижимости, но не начисляла по ним амортизацию, то налоговая база определена исходя из первоначальной, а не остаточной стоимости данных объектов, что привело к завышению налоговой базы и переплате налога на имущество за прошлые налоговые периоды (п.п. 1, 3 ст. 375 НК РФ).
Порядок исправления ошибок в налоговом учете регламентирован ст. 54 НК РФ, согласно которой при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, дополнительно смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.07.2015 N Ф08-3942/15 по делу N А32-12834/2014).
В рассматриваемой ситуации допущенная ошибка привела к излишней уплате налога на имущество. Однако применить норму, установленную абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ (исправить ошибку в текущем налоговом периоде), в данном случае не получится. Это обусловлено порядком расчета налоговой базы (ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ), а также тем, что сама форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций) не предусматривает возможности корректировки суммы налога за прошедшие налоговые (отчетные) периоды.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации целесообразно произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на имущество за все прошедшие отчетные и налоговые периоды и представить в налоговый орган соответствующие уточненные налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам (ст. 81 НК РФ).
Уточненные налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по формам, действовавшим в налоговые периоды, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
НК РФ не ограничивает сроки представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций, поэтому налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в приеме таких деклараций вне зависимости от того, за какой год они подаются (письма Минфина России от 24.08.2004 N 03-02-07/15, ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).
В данном случае необходимо также учитывать, что глава 30 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
До 2004 года действовал Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" были утверждены формы расчетов по налогу на имущество предприятий.
Следует отметить, что положения части первой НК РФ (в том числе ст.ст. 54, 81 НК РФ) применяются к отношениям, связанным с уплатой налога на имущество предприятий, возникшим после введения ее в действие, то есть после 1 января 1999 года (ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ).
С учетом изложенного, на наш взгляд, для исправления ошибок, связанных с исчислением налога на имущество предприятий за периоды с 2002 по 2003 год включительно, справедливы выводы, сделанные ранее в отношении исправления ошибок по налогу на имущество организаций.
При этом в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-03-06/1/6022).
Если заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога подано налогоплательщиком по истечении этого срока, то пропуск указанного срока является безусловным основанием для отказа в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога (постановления Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05, ФАС Московского округа от 08.07.2009 N КА-А40/5849-09, ФАС Уральского округа от 23.05.2007 N Ф09-3865/07-С2).
Поэтому в общем случае, если три года со дня уплаты налога истекли, зачет или возврат переплаты, образовавшейся в результате подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе не производить (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).
Налог на прибыль
Глава 25 НК РФ была введена в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ.
Пункт 20 ст. 250 НК РФ (в редакции 2002 г.) определяет, что в составе внереализационных доходов учитывается стоимость излишков имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, на момент совершения внереализационных операций.
На основании пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ указанный доход признается на дату проведения инвентаризации и оприходования излишков.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ (в редакции 2002 года) амортизируемым имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Пункт 2 ст. 256 НК РФ содержит (содержал в 2002 году) закрытый перечень имущества, не подлежащего амортизации. При этом указанный перечень не содержит имущества, выявленного в результате инвентаризации.
Однако до 01.01.2009 в п. 1 ст. 257 НК РФ не было предусмотрено порядка определения первоначальной стоимости имущества, выявленного при проведении инвентаризации. Поэтому уполномоченные органы указывали на то, что первоначальная стоимость таких объектов равна нулю и соответственно они не амортизируются для целей налогообложения (письма Минфина России от 10.06.2009 N 03-03-06/1/392, от 02.12.2008 N 03-03-06/1/657, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/97.
С 01.01.2009 в силу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-06/1/578, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/136).
В рассматриваемой ситуации организация поставила на учет выявленные в результате инвентаризации объекты ОС в 2002 г.
В отношении такого имущества, по мнению Минфина России (письмо от 25.03.2010 N 03-03-06/1/189), порядок определения его первоначальной стоимости исходя из суммы, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ, не применяется, и амортизации указанные объекты ОС не подлежат.
В письме Минфина России от 10.11.2009 N 03-03-06/1/734 отмечается, что действие изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в п. 1 ст. 257 НК РФ, распространяется на порядок учета ОС, выявленных в результате инвентаризации после 31 декабря 2008 года.
При этом в письме Минфина России от 06.06.2008 N 03-03-06/4/42 указано, что для целей налогообложения прибыли выявленные по результатам инвентаризации ОС в налоговом учете учитываются по рыночной стоимости и относятся к амортизируемому имуществу. При этом выявленные излишки ОС принимаются к налоговому учету по рыночной стоимости исходя из положений п. 8 ст. 250 НК РФ, устанавливающих, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.
Такого же мнения придерживаются и судьи (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 13.08.2009 N Ф09-5794/09-С3, постановление ФАС Уральского округа от 24.07.2008 N Ф09-5246/08-С3, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 N А33-8921/2006).
При этом суды указали на то, что налогоплательщики документально подтвердили учет в составе внереализационных доходов рыночной стоимости оприходованного имущества.
Таким образом, если организацией в 2002 году в составе внереализационных доходов был отражен доход в виде рыночной стоимости выявленного в результате инвентаризации имущества, и данное имущество отвечает критериям ст. 256 НК РФ (срок службы более 12 месяцев, а стоимость более 10 000 руб.), то такое имущество подлежит амортизации на общих основаниях. Однако организации необходимо документально подтвердить учет доходов и рыночной стоимости имущества (абзац 2 п. 8 ст. 250 НК РФ).
В то же время наличие арбитражной практики и противоречивых писем Минфина России свидетельствует о том, что в таком случае, возможно, Вам придется отстаивать свою позицию в суде.
Также в данном случае необходимо учитывать следующее.
До 01.01.2013 ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009, п. 11 ст. 258 НК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2009 до 01.01.2013).
С 01.01.2013 п. 11 ст. 258 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ, далее - Закон N 206-ФЗ). Одновременно данным законом были внесены изменения в п. 4 ст. 259 НК РФ.
В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 259 НК РФ, вступившей в действие с 01.01.2013, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Следовательно, с 01.01.2013 если объект, права на который подлежат государственной регистрации, введен в эксплуатацию, то расходы в виде его амортизации учитываются в целях налогообложения прибыли вне зависимости от государственной регистрации прав.
При этом начисление амортизации по объектам, которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав (ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ).
Минфин России также разъясняет, что по ОС, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав) (письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-03-10/9979, от 13.01.2014 N 03-03-06/1/279, от 14.10.2013 N 03-03-06/1/42746, от 25.12.2013 N 03-03-06/1/57292, от 16.08.2013 N 03-03-05/33508, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836, от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8157, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5798, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/579).
Статьей 3.1 Закона N 206-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в связи с применением иного порядка начисления амортизации в отношении незарегистрированных объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.12.2012.
При этом от ответственности освобождаются исключительно налогоплательщики, начавшие амортизировать недвижимость с 01.01.2013 (смотрите Информацию Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 07.05.2014 "Правила начисления амортизации по объектам недвижимого имущества").
Поскольку в рассматриваемой ситуации ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, были введены в эксплуатацию в 2002 году, то начислять амортизацию в налоговом учете по таким объектам следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Следование иной позиции может привести к разногласиям с налоговыми органами и отстаиванию своих прав в суде.
При этом, например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.03.2015 N Ф05-1847/15 по делу N А40-28381/2014 со ссылкой на ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ суд указал, что перерасчёт сумм амортизационных отчислений за период с даты ввода спорных объектов в эксплуатацию до подачи документов по ним на государственную регистрацию прав неправомерен в силу определенной воли законодателя, согласно которой начисление амортизации по объектам, требующим государственной регистрации прав и введённых в эксплуатацию до 01.01.2012, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком величины расходов, связанных с производством и реализацией в целях исчисления налога на прибыль за 2010 г. и за 2011 г., соответствует законодательству о налогах и сборах. Аналогичная позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 N 09АП-36650/15.
Обратите внимание, если налогоплательщик представляет уточненные расчеты (налоговые декларации) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением ранее излишне уплаченной суммы указанного налога, соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, а не ошибку, приведшую к недоплате налога на прибыль. Поэтому сумма корректировки учитывается в составе внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода (письмо Минфина России от 15.10.2015 N 03-03-06/4/59102).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
16 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним