Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.01.2012
ВОПРОС:
Органом государственной власти субъекта РФ открыт лицевой счет по исполнению публичных обязательств. Согласно внутреннему приказу органа государственной власти субъекта РФ издан приказ о передаче полномочий бюджетному учреждению субъекта РФ.
Какими бухгалтерскими записями должно оформляться движение денежных средств по данному лицевому счету, например при начислении и выплате пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?
ОТВЕТ:

В соответствии с положениями п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (далее - публичные нормативные обязательства).
Операции, осуществляемые от имени и по поручению органа государственной власти субъекта РФ, учитываются государственными бюджетными учреждениями субъекта РФ на лицевом счете, открытом соответствующему получателю бюджетных средств (часть девятая ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Иными словами, бюджетные учреждения, осуществляя полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, не становятся получателями бюджетных средств и участниками бюджетного процесса.
Вместе с тем, исполняя соответствующие полномочия органа государственной власти, бюджетные учреждения не только осуществляют начисление и (или) выплату публичных нормативных обязательств, но и выполняют другие функции, "сопутствующие" данным полномочиям:
- ведут бюджетный учет (с использованием отдельных регистров бухгалтерского учета, в отдельном разделе Главной книги);
- составляют бюджетную отчетность согласно "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Приведенные выше выводы подтверждаются также и специалистами финансового ведомства*(1).
Обратите внимание: вся информация, учтенная бюджетным учреждением на счетах бюджетного учета в ходе осуществления полномочий по исполнению публичных нормативных обязательств, в дальнейшем учитывается при составлении сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности.
Таким образом, при ведении бюджетного учета в части операций, связанных с осуществлением возложенных на него полномочий, бюджетное учреждение должно руководствоваться положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
Например, при осуществлении бюджетным учреждением начисления и выплаты пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджетном учете учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 140120262 Кредит КРБ 130262730
- начислена сумма пособий;
2. Дебет КРБ 130262830 Кредит КРБ 130403730
- отражены суммы пособий, подлежащих перечислению на банковские счета (карты) получателей;
3. Дебет КРБ 130403830 Кредит КРБ 130405262
- перечислены суммы пособий получателям;
4. Дебет КРБ 121003560 Кредит КРБ 130405262
- на основании заявки учреждения сняты наличные деньги с банковских счетов органа казначейства (финансовых органов);
5. Дебет КИФ 120134510 Кредит КРБ 121003660
- отражено поступление в кассу наличных денежных средств на выплату пособий;
6. Дебет КРБ 130262830 Кредит КИФ 120134610
- выплачены суммы пособий получателям.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 БК РФ). Бюджетные ассигнования для исполнения публичных нормативных обязательств доводятся непосредственно до органов власти, а не до бюджетных учреждений*(2). При таких обстоятельствах конкретный порядок организации учета на счетах по учету санкционирования расходов, а также порядок формирования бюджетной отчетности на основании информации, учитываемой на данных счетах, бюджетному учреждению желательно согласовать с учредителем.
По нашему мнению, бюджетное учреждение может вести, например, учет сумм доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований и сумм принятых за счет этих ассигнований бюджетных обязательств в общеустановленном порядке (смотрите корреспонденции NN 19-20 раздела II "Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета..." Приложения N 1 к Инструкции N 162н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

19 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- "Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений - получателей субсидий" (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 6, июнь 2011 г.);
- пункт 5 Порядка осуществления федеральными образовательными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства финансов Российской Федерации, полномочий Министерства финансов Российской Федерации по исполнению публичных обязательств (проект соответствующего приказа размещен на сайте Минфина России по ссылке: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/);
- Вопрос: В чем принципиальное отличие публичных обязательств от публичных нормативных обязательств? Какие обязательства могут быть отнесены к публичным? ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ, http://www.forum.iminfin.ru/viewtopic.php?f=2&t=82).
*(2) Смотрите, например:
- Вопрос: На сайте Минфина России размещен проект Порядка осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств. Поясните, пожалуйста, доводятся ли до бюджетных учреждений бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств в порядке переданных полномочий? ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ, http://www.forum.iminfin.ru/viewtopic.php?f=2&t=82).

 

Все консультации данной рубрики