Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
11.04.2017
- Электронный аукцион признан несостоявшимся (все заявки отклонены) по итогам рассмотрения вторых частей заявок.
По истечении какого срока заказчик может внести изменения в план-график и провести запрос предложений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации изменения могут быть внесены в план-график в любое время после признания электронного аукциона несостоявшимся.
В течение 3 рабочих дней с даты внесения в план-график изменений, касающихся проведения запроса предложений, заказчик обязан отразить соответствующие изменения в ЕИС.
Извещение о проведении запроса предложений может быть размещено в ЕИС по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС сведений об изменении плана-графика.
Запрос предложений может быть проведен по истечении пяти дней со дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 13 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.
В случае признания аукциона не состоявшимся по указанному основанию заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии данным законом (ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не устанавливает срока, в течение которого заказчик обязан внести изменения в план-график при описанных в вопросе обстоятельствах. Очевидно, что соответствующие изменения могут быть внесены в план-график в любой момент после признания электронного аукциона несостоявшимся*(1).
В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ внесение в соответствии с ч. 13 данной статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Аналогичное правило содержится в п. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования). При этом, как следует из ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Буквальная формулировка ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ указывает на то, что законодатель разделяет момент внесения изменений в план-график и момент размещения таких изменений в ЕИС. Поэтому, на наш взгляд, использованная в ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ и п. 11 Требований формулировка допускает два варианта толкования:
1) можно предположить, что сроком в 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ограничена непосредственно сама возможность внесения изменений в план-график, размещенный в ЕИС, соответствующим распорядительным документом (приказом, решением руководителя, далее - документ об изменении). При таком прочтении три рабочих дня, упомянутые в ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, должны включаться в установленный ч. 14 данной статьи десятидневный срок. В таком случае в ЕИС соответствующие изменения в план-график должны быть отражены в лучшем случае за 7 календарных дней до даты размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие (заключения контракта). Однако разъяснений и практики, подтверждающей правомерность применения описанного подхода, нам обнаружить не удалось;
2) вместе с тем следует напомнить, что контрактная система в сфере закупок основана на принципах открытости и прозрачности (ст.ст. 6, 7 Закона N 44-ФЗ), предполагающих свободный и безвозмездный доступ к информации о закупках, обеспечиваемый, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Из этого следует, что любое действие заказчика, а также участников закупки должно быть открытым и доступным для всеобщего сведения (в противном случае это ставило бы участников закупки в неравное положение и нарушало бы еще один принцип контрактной системы - принцип обеспечения конкуренции, гарантированный ст. 8 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что сказанное необходимо принимать во внимание при толковании ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 11 Требований и определении предусмотренного указанными нормами десятидневного срока. В этом смысле положения ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ и п. 11 Требований направлены на то, чтобы поставить в известность потенциальных участников закупки и контролирующие органы об изменениях в плане-графике. А отсюда, как нам представляется, вытекает второй вариант толкования, предполагающий, что указанный десятидневный срок должен исчисляться со дня размещения сведений об изменении плана-графика в ЕИС, то есть представляет собой минимально возможный срок со дня размещения для общего доступа включенной в план-график информации о планируемой закупке до даты начала такой закупки. Именно такие разъяснения дают представители Минэкономразвития России (письмо от 21.09.2016 N Д28и-2477, письмо от 17.02.2016 N ОГ-Д28-1814).
Как показывает правоприменительная практика, решая вопрос о привлечении заказчика к ответственности, контролирующие органы также исчисляют упомянутый десятидневный срок с момента размещения изменений в план-график в ЕИС, а до ввода ЕИС - на официальном сайте (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 08.09.2016 N 44-3377/16, решение ФАС от 05.08.2015 N К-937/15, решение УФАС по Челябинской области от 08.07.2016 N 508-ж/2016, решение УФАС по Челябинской области от 01.07.2016 N 490, смотрите также п. 17 Вопросов-ответов с официального сайта УФАС по Кировской области за февраль 2015 г.). Таким образом, на наш взгляд, упомянутый выше десятидневный срок должен исчисляться со дня размещения сведений об изменении плана-графика в ЕИС.
Согласно ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Таким образом, запрос предложений в приведенной ситуации может быть проведен по истечении пятидневного срока со дня размещения в ЕИС извещения о его проведении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
20 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в случаях, перечисленных в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, в частности в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком (п. 3 ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ), в случае возникновения обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика закупок было невозможно, а также в иных случаях, установленных органом власти, местной администрацией в порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок (смотрите, в частности, подпункты "ж", "з" п. 10 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 554).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним