Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

12.04.2017
ВОПРОС:
Как считается северная надбавка для работников в возрасте 50 лет, имеющих стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 2 года 1 месяц (работник с 2013 года по 2015 год и один месяц в 2016 году трудился в г. Сургуте)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный работник имеет право на надбавку к заработной плате в размере 20%.

Обоснование вывода:
Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
В соответствии со ст. 2 Закона N 4520-I перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Согласно указанному Перечню город Сургут не относится к Березовскому и Белоярскому районам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поэтому его территорию следует считать местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ, ст. 11 Закона N 4520-1). Статьей 317 ТК РФ и ст. 11 Закона N 4520-1 установлено, что размер надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени соответствующий акт не утвержден. В связи с этим Роструд в своем письме от 13.09.2006 N 1597-6-0, сославшись на ст. 423 ТК РФ, указал, что при таких обстоятельствах следует применять действующие нормативные акты СССР и РСФСР в части, не противоречащей ТК РФ.
В нашем случае следует руководствоваться постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (далее - Постановление N 458), постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" (далее - Постановление N 1012), Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее - Инструкция), и разъяснением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия", утвержденным постановлением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37 (далее - Разъяснение N 137).
Процентная надбавка к заработной плате работников, которые трудятся в городах Сургут, начисляется в размере 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка (пп. "в" п. 16 Инструкции, п. 1 Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", а также смотрите Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера").
В силу пп. "а" п. 1 Постановления N 458 за работниками предприятий, организаций и учреждений, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством.
В п. 1 Постановления N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" установлено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений (смотрите также определение Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596). Данная норма скорректирована в п. 2 Разъяснения, где указано, что такой трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия, перечень которых приведен в данном пункте.
Между тем позиция Верховного суда РФ, в чью компетенцию входит признание недействующими нормативных правовых актов, заключается в том, что коэффициент и надбавка по ст. 317 ТК РФ по своему характеру относятся не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Причины увольнения (в том числе и виновные) не могут влиять на продолжительность стажа работы (решение Верховного суда РФ от 03.08.2006 N ГКПИ06-823). Аналогичные выводы содержатся в решениях Верховного Суда РФ от 30.06.2005 N ГКПИ05-727, от 07.06.2006 N ГКПИ06-526, от 03.08.2006 N ГКПИ06-823, от 10.06.2009 N ГКПИ09-536. Этими судебными актами были признаны недействующими лишь отдельные положения о прерывании северного стажа. Некоторые основания увольнения до сих пор фигурируют в нормативных актах в качестве условия, запрещающего суммировать стаж, потому что их никто не обжаловал в суде. Однако, с учетом позиции Верховного Суда РФ, все такие положения не подлежат применению, поскольку противоречат закону. В Обзоре от 26.02.2014 Верховный Суд РФ подытожил: основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки. Таким образом, в настоящее время все нормы-исключения, препятствующие суммированию, не применяются, продолжительность северного стажа определяется сложением всех включаемых в него периодов.
Нормы ТК РФ, Закона N 4520-I, Постановления N 1012 не ставят выплату процентных надбавок к заработной плате в зависимость от непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Во всех указанных нормативных актах речь идет именно о стаже работы на этих территориях. Подмена закрепленного в Законе N 4520-I и ТК РФ понятия "стаж работы" понятием "непрерывный стаж работы" ограничивает права работника. Не имеет значение для определения размера надбавки и возраст работника.
Таким образом, в рассматриваемом случае работодатель обязан с момента приема работника на работу выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате с учетом всего прежнего времени его работы в городе Сургуте (два года и 1 месяц), то есть в размере 20%, независимо от сроков перерыва в работе и даты увольнения. Время, которое сотрудник проработает после приема на новое место работы в указанной местности, подлежит суммированию с ранее приобретенным стажем на общих основаниях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

23 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики