Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

13.04.2017
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение (Ханты-Мансийский автономный округ) выдает перед командировкой спортсменам и тренерам (сотрудники учреждения) денежные средства в рублях на оплату проживания. В командировке сотрудники рассчитывались за проживание в евро - валюте страны. Документы к отчету приложены в евро. Справка о переводе рублей в евро приложена к авансовому отчету. Нормы рассчитаны в долларах по приказу Минфина РФ от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений".
Каким образом указанные расходы принять к учету? Нужно ли в данном случае евро переводить в доллары?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях принятия к бухгалтерскому учету произведенных в командировке расходов в рассматриваемой ситуации следует пересчитать сумму из евро в рубли, например, на дату приобретения сотрудником валюты, подтвержденной справкой о покупке валюты. Вопрос о порядке пересчета расходов командированного сотрудника для целей бухгалтерского учета целесообразно урегулировать в учетной политике бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
Особенности направления сотрудников в служебные командировки регулируются ТК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Постановление N 749).
В соответствии со ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст.ст. 167, 168 ТК РФ, п.п. 10, 11 Постановления N 749 при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику в том числе расходы по найму жилого помещения.
Расходы по найму жилого помещения при направлении работников в командировки на территории иностранных государств, подтвержденные соответствующими документами, возмещаются в порядке и размерах, которые предусмотрены абзацем вторым пункта 11 Постановления N 749 (п. 21 Постановления N 749).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 168 ТК РФ, абзац второй п. 11 Постановления N 749)*(1).
Порядок отражения в бухгалтерском учете командировочных расходов в случае направления сотрудника в загранкомандировку, если средства на командировочные расходы выдаются работнику через кассу (перечисляются на банковскую карту) в рублях, нормативно не определен. Дело в том, что по общему правилу денежные средства под отчет на загранкомандировку предполагается выдавать в иностранной валюте (п. 16 Постановления N 749, телеграмма Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200). В то же время при невозможности выдать денежные средства на наем жилого помещения (проживание) в иностранной валюте рекомендуется утвердить в учетной политике учреждения вариант учета командировочных расходов и расчетов с работниками по загранкомандировкам с учетом общих требований по учету обязательств, выраженных в иностранной валюте, определенных Инструкцией N 157н (п. 6 Инструкции N 157н). Локальный документ (учетная политика) учреждения будет являться обоснованием законности сумм возмещения командировочных расходов, выплачиваемых в рублях, когда нормы установлены в иностранной валюте.
Основываясь на нормах п.п. 213, 215 Инструкции N 157н, можно сделать вывод: при выплате работнику аванса на загранкомандировку в рублях у учреждения нет оснований для пересчета этой суммы в иностранную валюту на дату выдачи денежных средств. Следовательно, курсовые разницы в этом случае не образуются (письмо Минфина России от 09.02.2016 N 03-04-06/6531).
При получении аванса на командировочные расходы в рублях работник самостоятельно приобретает иностранную валюту. В рассматриваемой ситуации расходы на приобретение валюты удостоверяются справкой, подтверждающей курс покупки валюты.
При принятии к бухгалтерскому учету авансового отчета по произведенным в загранкомандировке расходам следует руководствоваться п. 13 Инструкции N 157н, согласно которому стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации. На наш взгляд, пересчет может быть произведен по курсу на дату приобретения сотрудником валюты, подтвержденной справкой о покупке валюты. Информации о пересчете стоимости объектов учета в валюту, в которой установлены нормы возмещения расходов по найму жилого помещения, Инструкция N 157н не содержит.
Следовательно, при принятии к учету Авансового отчета (ф. 0504505)*(2) на оборотной стороне в разделе "Сумма расхода" в графе 6 (по отчету, в валюте) следует указать израсходованную подотчетным лицом сумму в евро. В графе 7 (принятая к учету, в рублях) следует указать сумму в рублях, полученную пересчетом евро в рубли. Таким образом, типовая форма Авансового отчета, утвержденная приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, не содержит граф для указания нормативных показателей возмещения расходов, произведенных в служебной командировке, в том числе возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств.
На основании изложенного в целях принятия к бухгалтерскому учету авансового отчета по произведенным в загранкомандировке расходам следует пересчитать сумму из евро в рубли. Пересчитывать потраченную сумму из евро в доллары, а затем в рубли не нужно.
Пересчет в доллары израсходованной подотчетным лицом суммы в евро может быть объяснен целью сравнения суммы израсходованных средств (в евро) с установленной нормой (в долларах). Если окажется, что норма превышена, то учреждению придется принимать решение о том, за счет каких средств можно осуществить компенсацию произведенных сверх установленных норм расходов. Отметим, что бюджетные учреждения, если иное не установлено соответствующими нормативными правовыми актами, могут выплачивать суточные и компенсировать расходы по найму жилья при направлении в заграничную командировку в размерах, превышающих установленные. При этом следует исходить из размера соответствующих нормативных затрат и экономии субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также с учетом объема поступлений от приносящей доход деятельности (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
На основании изложенного в целях принятия к бухгалтерскому учету авансового отчета в рассматриваемой ситуации следует пересчитать сумму из евро в рубли. Вопрос о порядке пересчета расходов командированного сотрудника для целей бухгалтерского учета целесообразно урегулировать в учетной политике бюджетного учреждения. Пересчет в доллары израсходованной подотчетным лицом суммы в евро может быть применен с целью сравнения суммы израсходованных средств (в евро) с установленной нормой (в долларах). Если сведения, полученные при сравнении, являются важными для учреждения, форма Авансового отчета (ф. 0504505) может быть дополнена необходимыми реквизитами (абз. 13 п. 7 Инструкции N 157н). Например, в него может быть внесена графа, отражающая величину предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по загранкомандировкам (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по загранкомандировкам при выдаче аванса в российских рублях (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

20 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, руководителям и работникам государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19.05.2008 N 108-п. Однако данный порядок не содержит положений о порядке возмещения расходов на проживание при направлении работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации.
*(2) Форма Авансового отчета утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

 

Все консультации данной рубрики