Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.01.2012
ВОПРОС:
Казенное учреждение, не наделенное правом получения на свой лицевой счет каких-либо средств от приносящей доход деятельности, сдает в аренду помещение, принадлежащее ему на праве оперативного управления.
Каким образом арендатор может возмещать расходы учреждения по оплате коммунальных услуг, если заключение им отдельных договоров с поставщиками коммунальных услуг невозможно?
ОТВЕТ:

В соответствии с нормами гражданского законодательства арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Действующее законодательство предоставляет сторонам договора аренды право самостоятельно определить, каким из возможных способов будут оплачиваться услуги, связанные с поддержанием имущества в исправном состоянии (смотрите ст.ст. 606, 614, 616 ГК РФ, информационное письмо Президиума ВАС от 11.01.2002 N 66, определение ВАС РФ от 22.12.2008 N 6219/08, письмо Минфина России от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175, письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@):
- арендатор самостоятельно заключает договоры с поставщиками коммунальных, эксплуатационных услуг;
- стоимость коммунальных, эксплуатационных услуг включается в арендную плату (в том числе в качестве ее переменной части);
- стоимость коммунальных, эксплуатационных услуг возмещается арендатором арендодателю сверх арендной платы.
Поскольку в рассматриваемом случае заключение арендатором отдельных договоров с поставщиками коммунальных услуг невозможно, остановимся на вопросе возмещения им стоимости коммунальных услуг.
В случае включения стоимости коммунальных, эксплуатационных услуг в состав арендной платы (в качестве ее переменной части) при квалификации всех средств, поступающих от арендатора, особых трудностей не возникает.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 41 и ст. 42 БК РФ доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, являются неналоговыми доходами бюджетов. Следовательно, и доходы в виде переменной части арендной платы (в размере коммунальных, эксплуатационных услуг), уплачиваемой арендатором, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
А учитывая тот факт, что Ваше казенное учреждение не наделено правом получения на свой лицевой счет каких-либо средств от приносящей доход деятельности, оптимальным представляется способ уплаты арендатором переменной части арендной платы напрямую в доход бюджета по указанным учреждением реквизитам. Обратите внимание: по общему правилу лицевой счет получателя бюджетных средств (по бюджетной деятельности) не предназначен для учета "транзитного" движения сумм в доход бюджета - в таком качестве он может использоваться только в исключительных случаях.
В случае возмещения арендатором стоимости потребленных им коммунальных и эксплуатационных услуг сверх арендной платы однозначно квалифицировать поступающие средства в качестве доходов бюджета или сумм, предназначенных для восстановления ранее произведенных кассовых выплат, не получится. Более того, возможность различного толкования положений действующего законодательства в данном случае находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, разрабатываемых в различных публично-правовых образованиях.
Так, например, может быть установлен порядок, при котором коммунальные и эксплуатационные расходы полностью оплачиваются казенным учреждением - арендодателем в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения, а суммы возмещения расходов:
- перечисляются арендатором непосредственно в доход бюджета*(1);
- отражаются на лицевом счете и в бухгалтерском учете казенного учреждения как восстановление кассовых расходов текущего года*(2).
По нашему мнению, и в случае перечисления арендаторами сумм возмещения стоимости потребленных ими коммунальных и эксплуатационных услуг сверх арендной платы денежные средства целесообразно направлять непосредственно в доход бюджета.
В пользу такой правовой позиции можно привести несколько веских аргументов. Так, под "восстановлением кассовых расходов", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов бюджетного учреждения. При этом денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее. Иное понимание термина "восстановление кассовых расходов" встречается довольно редко. В то же время суммы, перечисляемые в целях компенсации затрат публично-правового образования, в соответствии с бюджетным законодательством, могут рассматриваться в качестве доходов бюджета (смотрите также "Указания...", утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

19 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- п. 5.1.1 "Инструкции...", утвержденной приказом Председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 31.12.2009 N 277;
- "Порядок...", утвержденный постановлением Администрации городского округа город Михайловка от 18.04.2011 N 632.
*(2) Смотрите, в частности:
- п. 3 письма Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.10.2010 N 13-18-269 "Об учете средств от сдачи в наем (аренду) помещений";
- письмо Департамента финансов г. Москвы от 24.12.2001 N 23-04-01/233;
- п. 8 постановления главы округа Муром Владимирской области от 08.02.2005 N 257;
- Вопрос: Казенное учреждение сдает в аренду недвижимое имущество (помещения в здании, имеющем индивидуальное газовое отопление) и оплачивает газ поставщику, а арендаторы восстанавливают кассовые расходы учреждению. Поясните, пожалуйста, правомерно ли восстановление кассовых расходов в данном случае? Не является ли это нарушением бюджетного законодательства? ("Бюджетный учет", N 8, август 2011 г.).
 

Все консультации данной рубрики