Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.04.2017
- Каков порядок отражения в бухгалтерском учете муниципального бюджетного эксплуатационного учреждения расходов на формирование в целях налогообложения прибыли резервов по сомнительным долгам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время для бюджетных учреждений не предусмотрен механизм для отражения в бухгалтерском учете создаваемых в целях налогового учета резервов по сомнительным долгам - не существует балансового счета, на котором могли бы учитываться суммы соответствующих резервов.
В случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.
Обоснование вывода:
Организация, которая при исчислении налога на прибыль применяет метод начисления, вправе (но не обязана) создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов при определении базы по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В случае создания резервов по сомнительным долгам списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (смотрите также пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Резервы по сомнительным долгам, порядок создания которых регулируется ст. 266 НК РФ, не следует путать с резервами предстоящих расходов, порядок создания которых для некоммерческих организаций регулируется положениями ст. 267.3 НК РФ.
Для резервов предстоящих расходов, в частности в целях "сближения" налогового и бухгалтерского учета, реализован механизм, посредством которого организации госсектора могут отражать создание соответствующих резервов в бухгалтерском учете. Для этого "Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), была дополнена счетом 401 60 "Резервы предстоящих расходов" (приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н).
В то же время ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не предполагают порядка создания и отражения в бухгалтерском учете резервов по сомнительным долгам, право на создание которых в целях налогового учета имеют в том числе и бюджетные учреждения. По вопросу отражения в бухгалтерском учете таких резервов нет соответствующих разъяснений и со стороны Минфина России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
С учетом того, что в настоящее время счета, на котором бюджетные учреждения могли бы учитывать суммы резервов по сомнительным долгам, просто не существует, а счет учета резервов предстоящих расходов для данных целей не подходит по своему экономическому смыслу, при этом самостоятельно, путем утверждения в своей учетной политике, бюджетные учреждения могут вводить лишь дополнительные забалансовые счета, но никак не балансовые (п. 332 Инструкции N 157н), в случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.
Обратите внимание! Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры. Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). В то же время, в первую очередь, в качестве регистров налогового учета могут быть использованы регистры бухгалтерского учета, в том числе дополненные необходимыми реквизитами. В случае невозможности и (или) нецелесообразности применения регистров бухгалтерского учета в целях налогового учета учреждение вправе разработать собственные регистры налогового учета, к примеру, для учета отдельных операций. Данные положения следуют из ст. 313 НК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по созданию и использованию резерва предстоящих расходов в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Регистры налогового учета в организациях госсектора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
30 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним