Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

24.04.2017
ВОПРОС:
Общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Крыму с 2001 года, привело свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством 6 января 2015 года.
Дебиторская и кредиторская задолженности, включая выданные авансы, задолженность по собственным выданным векселям, полученным кредитам и займам, за исключением полученного в июле 2014 года займа от физического лица, возникли до 18 марта 2014 года из взаимоотношений с украинскими предприятиями, которые перерегистрировались и которые не прошли процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством РФ, в гривнах. Некоторые кредиторы (в частности украинский банк и векселедержатели) находятся в процессе ликвидации.
Данная задолженность, пересчитанная в рубли на 1 мая 2014 года, зафиксирована в акте инвентаризации, в установленном порядке переданном в налоговый орган при внесении записи о предприятии в ЕГРЮЛ.
Необходимо ли крымскому предприятию для целей налогообложения признавать курсовые разницы от переоценки дебиторской и кредиторской задолженностей, включая выданные авансы, задолженность по собственным выданным векселям, полученным кредитам и займам в переходный период, в 2014 году, а также в 2015, 2016 годах?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, местом нахождения которой является территория Республики Крым, должна определять курсовые разницы по договорам, заключенным в правовом поле Украины, задолженность по которым выражена в гривнах, как в переходный период, так и после 1 января 2015 года. Кроме того, по договорам, заключенным до 1 января 2015 года, обязательство по которым выражено в гривнах, по подлежащим оплате в рублях, считаем возможным возникновение суммовых разниц.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) и Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с 18.03.2014 Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию.
С этого дня и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ (ст. 6 Закона N 6-ФКЗ).
Согласно положениям ст. 23 Закона N 6-ФКЗ с 18.03.2014 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФКЗ*(1).
В свою очередь, согласно ст. 15 Закона N 6-ФКЗ законодательство РФ о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя соответствующие отношения регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В переходный период особенности налогообложения на территории Крыма определялись, в том числе:
- Положением о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 N 2263-6/14 (далее - Положение N 2263-6/14);
- Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (далее - Положение N 2010-6/14). Отметим, п. 13 Положения N 2010-6/14 предусматривал, что в отношении юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога), если иное не предусмотрено настоящим положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, применяется на территории Республики Крым со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ. Смотрите также письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-03-06/1/62865.
Таким образом, положения НК РФ, в том числе главы 25 НК РФ, касающиеся признания для целей налогообложения прибыли доходов и расходов в виде курсовой разницы, применяются налогоплательщиком - крымским предприятием с 1 января 2015 года. До указанной даты отношения, связанные с налогообложением на территории Республики Крым, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено Положением N 2010-6/14 и иными нормативными правовыми актами Республики Крым (п. 1 Положения N 2010-6/14).

Курсовые разницы в переходный период

Непосредственно налогу на прибыль посвящен Раздел II Положения N 2263-6/14. Однако положения данного раздела, как и иные положения, устанавливающие особенности налогообложения крымских предприятий в переходный период, не уточняют порядок определения и признания курсовых разниц. В связи с чем, по нашему мнению, налогоплательщику следует руководствоваться общими нормами, применимыми в этот период.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 6-ФКЗ денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является российский рубль.
Частью 2 ст. 16 Закона N 6-ФКЗ до 1 июня 2014 года на территориях Крыма и Севастополя допускались обращение и расчеты в наличной и безналичной формах в национальной денежной единице Украины - гривнах (за некоторым исключением)*(2). С 1 июня 2014 года на расчеты в наличной и безналичной формах распространяется правовой режим расчетов в иностранной валюте, установленный законодательством РФ. Иными словами, украинская гривна в Крыму с этого момента обращается по правилам, установленным для иностранной валюты.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), требования которого должны соблюдать и организации, зарегистрированные на территории Крыма (смотрите Вопрос: Информация для участников ВЭД, зарегистрированных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе (ответ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора)).
На наш взгляд, при решении вопроса о необходимости расчета курсовой разницы в этот период организации необходимо ориентироваться на условия расчетов по договорам, заключенным в правовом поле Украины (то есть до 18 марта 2014 года), с учетом положений ст. 16 Закона N 6-ФКЗ и Закона N 173-ФЗ.
Расчеты с контрагентами, зарегистрированными на территории Крыма и Севастополя, а также зарегистрированными в других субъектах РФ, должны осуществляться в российских рублях. Полагаем, при таких обстоятельствах есть основания рассматривать обязательства с этими контрагентами как выраженные в иностранной валюте или условных денежных единицах, к которым применимы правила п. 2 ст. 317 ГК РФ (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 04.11.2002 N 7, далее - Письмо ВАС N 7) (если дополнительным соглашением стороны не пересмотрели цену договора, зафиксировав ее в рублевой оценке).
О возможности распространения положений ст. 317 ГК РФ на правоотношения сторон с участием крымских организаций свидетельствует и судебная практика (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 23.01.2017 N Ф10-5501/16 по делу N А84-2075/2016, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 N 21АП-1382/15). При этом если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета не установлены, суд, в соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ, указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа (п. 13 Письма ВАС N 7).
Расчеты с контрагентами, не являющимися резидентами РФ (в том числе в понимании Закона N 173-ФЗ), могут осуществляться в иностранной валюте (в частности в гривнах).
Пункт 5 Положения N 2263-6/14 обязывает налогоплательщиков, которые до 1 мая 2014 года не провели переоценку из гривны в рубли статей бухгалтерского баланса и объектов, принимаемых к налоговому учету, провести указанную переоценку по состоянию на одну из дат в период с 1 мая 2014 года до внесения сведений в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ (далее - ЕГРЮЛ), по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на выбранную дату.
Согласно п. 3 Раздела 1 Положения N 2263-6/14 налоговая отчетность за последний налоговый (отчетный) период по налогам и сборам, установленным НК Украины, должна быть представлена уже в российских рублях. Причем если стоимостные данные, необходимые для формирования показателей этой отчетности, выражены в гривнах в связи с отсутствием установленного порядка их пересчета в рубли, то такие суммы подлежат пересчету по курсу, установленному ЦБ РФ на последнее число указанного налогового периода.
На наш взгляд, из данных пунктов в совокупности с иными вышеприведенными положениями можно сделать вывод, что:
1) цель такой переоценки - первоначальное формирование стоимости объектов бухгалтерского и налогового учета в рублях;
2) первичная переоценка может быть произведена как в период до 1 мая 2014 года, так и позднее - вплоть до внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ (смотрите также раздел "К сведению);
3) такая переоценка не препятствует осуществлению текущих хозяйственных операций организации и не освобождает ее от последующего пересчета в установленном порядке в рубли объектов учета, стоимость которых выражена в гривнах.
В связи с чем считаем, что правила определения и признания курсовых разниц для целей налогообложения, применимые на территории Крыма в переходный период, следует использовать в общем порядке, исходя из квалификации образовавшихся у налогоплательщика дебиторской или кредиторской задолженности (валютная, рублевая или выраженная в условных денежных единицах).
Оснований для освобождения налогоплательщика от признания курсовых разниц, возникающих от пересчета в рубли задолженности, номинированной или выраженной в иностранной валюте, в частности в гривнах (если такие основания предусматривались налоговым законодательством Украины), переходные положения не содержат.

Курсовые разницы с 1 января 2015 года

Вопрос определения валюты денежных обязательств в отношении имеющихся в данном случае у крымской организации требований и обязательств (что с учетом требований закона решается исключительно сторонами сделок) актуален не только для переходного периода, но и для целей ведения с 1 января 2015 года учета в соответствии с нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
При этом бухгалтерский и налоговый учет в РФ ведется в рублях вне зависимости от валюты денежных обязательств. Стоимость объектов учета (в т.ч. доходов и расходов), выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ст. 12 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
1. Исходя из п.п. 8-14 Раздела 2 Положения N 2263-6/14, начальными данными об объектах налогового учета в целях налога на прибыль согласно налоговому законодательству РФ являются показатели представленных в налоговый орган документов об итогах инвентаризации имеющихся активов и пассивов на дату, предшествующую дате внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ (включая перечень финансовых требований и обязательств). Показатели представленных и подписанных документов последующему уточнению юридическим лицом не подлежат. В случае непредставления в установленный срок указанных документов учету с даты внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ в целях налогообложения прибыли подлежат только объекты основных средств, стоимость которых определена на основании учетных данных, подтвержденных документально (п. 15 Раздела 2 Положения N 2263-6/14).
В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов. Порядок признания внереализационных доходов и внереализационных расходов в виде курсовых разниц установлен пп. 7 п. 4 ст. 271 и пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ соответственно (письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-03-06/1/1936). Согласно этим положениям курсовые разницы по требованиям и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), признаются на последнее число текущего месяца.
Курсовой разницей (положительной или отрицательной) в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при дооценке или уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), а также требований и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Положения п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ применяются в случае, если указанная дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю РФ, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.
Согласно с п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ при методе начисления доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода (расхода), если иное не установлено п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ.
Требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше*(3).
В случае получения (перечисления) аванса, задатка доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток). Аналогичные положения в части определения выручки от реализации приведены в ст. 316 НК РФ.
Как видим, курсовые разницы по дебиторской и кредиторской задолженности могут возникать у налогоплательщика лишь в случае наличия требований и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), в частности в гривнах. Смотрите также письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-03-06/1/73705.
Из всего сказанного следует, что суммы полученных и перечисленных авансов, выраженных в гривнах, регулярному пересчету не подлежат и курсовая разница по ним не определяется. Все иные требования (обязательства), стоимость которых выражена в гривнах, включая задолженности по кредитам и займам, необходимо ежемесячно пересчитывать и в установленном порядке признавать по ним курсовую разницу (письмо Минфина России от 27.11.2015 N 03-03-06/68991). Единственное условие - отражение налогоплательщиком соответствующего обязательства или требования в актах, представленных в налоговые органы на основании пункта 13 Положения N 2263-6/14 (письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-4-3/4@). В данном случае, как мы поняли из вопроса, это условие выполняется.
Таким образом, налогоплательщик, прошедший процедуру перерегистрации в соответствии с российским законодательством, с 1 января 2015 года в общем порядке признает курсовые разницы по обязательствам (требованиям), выраженным в гривнах, в том числе возникшим по договорам, заключенным в правовом поле Украины.
2. Вместе с тем в данном случае необходимо учитывать, что до 1 января 2015 года в НК РФ наряду с курсовыми разницами существовало понятие "суммовые разницы". С 1 января 2015 года эти понятия, по сути, объединены (пп. "б" п. 6, пп. "б" п. 8, п.п. 10-12 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ)).
Суммовые разницы возникали у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях (п. 11.1 ст. 250, пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2015). Суммовые разницы, в зависимости от их характера, также подлежали учету либо в составе внереализационных доходов, либо в составе внереализационных расходов.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 81-ФЗ доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу данного закона.
Разъясняя порядок применения указанной нормы, Минфином России сообщалось (письма Минфина России от 19.04.2016 N 03-03-06/1/22347, от 15.04.2016 N 03-03-06/1/21802, от 26.10.2015 N 03-03-06/1/61220, от 01.10.2015 N 03-03-06/1/56180, от 13.08.2015 N 03-03-06/1/46849, от 27.07.2015 N 03-03-06/1/43044, от 28.05.2015 N 03-03-06/1/30847, от 14.05.2015 N 03-03-10/27647, последнее направлено для использования в работе письмом ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11191@ и др.):
- в случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены до 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) таких требований и обязательств, необходимо учитывать в виде суммовой разницы.
- в случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены после 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде курсовой разницы.
Учитывая, что в данном случае кредиторская и дебиторская задолженности возникли до 1 января 2015 года, в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, не исключена возможность применения положений НК РФ в прежней редакции с определением суммовых разниц. Во всяком случае Закон N 81-ФЗ, вступивший в силу после принятия Крыма в РФ, не содержит особых оговорок, не позволяющих применять указанный порядок на территории новых субъектов РФ*(4).
В соответствии с п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 НК РФ, также утратившими силу с 01.01.2015, доход (расход) в виде суммовой разницы признается на дату погашения дебиторской или кредиторской задолженности за реализованные (приобретенные) товары, работы, услуги, имущество или имущественные (и иные) права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации (приобретения) товаров, работ, услуг, имущественных прав (смотрите также письмо Минфина России от 10.09.2015 N 03-03-06/52219).
Таким образом, переоценка дебиторской и кредиторской задолженности покупателя (продавца), выраженной в условных денежных единицах, производилась только один раз - на дату исполнения обязательства по оплате или поставке товаров, работ, услуг. Соответственно, на эту дату могли образовываться и суммовые разницы, учитываемые при определении налоговой базы в периоде их образования.
Приведенные положения не предусматривали переоценку непогашенной дебиторской (кредиторской) задолженности, выраженной в условных единицах, на последнее число отчетного месяца (ранее - на последнее число отчетного периода), как того требуют п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ в отношении требований (обязательств), выраженных (номинированных) в иностранной валюте. Смотрите также письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-03-06/1/190, постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2011 N Ф09-2890/11 по делу N А07-12512/2010 (определением ВАС РФ от 26.12.2011 N ВАС-13382/11 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Отметим, при списании кредиторской или дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, выраженной в условных единицах, суммовые разницы не возникают, поскольку нет факта исполнения обязательства, вследствие чего такие разницы могли возникать. Это подтверждается письмом Минфина России от 25.03.2016 N 03-03-06/1/16801.
Обращаем внимание, что возникновение суммовых разниц возможно по тем сделкам, выраженным в гривнам, задолженность по которым подлежит оплате в рублях (например по обязательствам (требованиям), возникшим из договоров с контрагентами, прошедшими процедуру перерегистрации в соответствии с российским законодательством, к правоотношениям с которыми применимы положения п. 2 ст. 317 ГК РФ).
По сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, номинированным и подлежащим оплате в гривнах (например задолженности по кредиту и займам перед резидентами Украины) возникать будут курсовые разницы.
Обращаем внимание, что в ответе изложен общий принцип признания курсовых (суммовых) разниц в анализируемой ситуации. Более детально вопрос определения курсовых (суммовых) разниц по конкретной задолженности может быть рассмотрен нами при поступлении от Вас отдельного запроса.
Учитывая, что официальные комментарии по вопросу возможности применения крымской организацией положений НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2015 года в части, касающейся определения курсовых (суммовых) разниц, можем рекомендовать налогоплательщику обратиться за письменными разъяснениями в территориальный налоговый орган или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 34.2 НК РФ). Наличие таких разъяснений в случае спора с налоговым органом будет считаться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

К сведению:
Вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных учреждений, небанковских финансовых учреждений) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обобщены и разъяснены в Информации Минфина России от 11.07.2014 N ПЗ-12/2014 "О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ПЗ-12/2014).
Подходы к пересчету в рубли стоимости объектов бухгалтерского учета, подлежащих отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта в 2014 г., изложенные в ПЗ-12/2014, учитывают требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, в частности Положений по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (далее - ПБУ 3/2006), ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (письмо Минфина России от 02.09.2014 N 07-01-12/43791).
Так, единовременный пересчет стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в гривнах, должен быть произведен в рубли не позднее 1 июня 2014 года по официальному курсу гривны к рублю, установленному Банком России (ст. 16 Закона N 6-ФКЗ, п. 4 ПЗ-12/2014, письмо Минфина России от 09.10.2014 N 07-01-06/50771). При этом для пересчета обязательств (а также стоимости активов и иных объектов), подлежащих отражению в бухгалтерском балансе, используется официальный курс на дату пересчета.
В дальнейшем "зафиксированной" является сформированная в бухгалтерском учете на дату пересчета стоимость только следующих объектов учета (п. 5.1 ПЗ-12/2014, п.п. 9, 10 ПБУ 3/2006):
- вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.),
- материально-производственных запасов и других активов, не перечисленных в п. 7 ПБУ 3/2006,
- средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков.
В дальнейшем пересчет их стоимости в связи с изменением официального курса не производится.
Соответственно, стоимость иных объектов, указанных п. 7 ПБУ 3/2006, выраженная в иностранной валюте, в числе которых средства в расчетах, включая по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами, подлежит последующему пересчету в рубли в общем порядке, установленном ПБУ 3/2006 (на дату совершения операции, а также на отчетную дату). Что, в свою очередь, приводит к возникновению курсовых разниц в бухгалтерском учете организации (п. 11 ПБУ 3/2006).
Таким образом, при наличии у крымской организации дебиторской и (или) кредиторской задолженности (в том числе по кредитам и займам), выраженной в гривнах, указанная задолженность, не являющаяся авансом, должна регулярно пересчитываться в рубли с формированием в бухгалтерском учете курсовых разниц как в переходный период, так и после 1 января 2015 года. Курсовые разницы по обязательствам, выраженным в рублях (в том числе в случае последующего согласования сторонами рублевой цены в договорах, заключенных до 18 марта 2014 года в гривнах), не пересчитываются.
Здесь же отметим, что в случае возникновения обязанности по возврату ранее полученного аванса, выраженного в иностранной валюте, например в связи с неисполнением исполнителем условий договора, указанные средства подлежат пересчету в соответствии с требованиями п. 7 ПБУ 3/2006 с образованием курсовой разницы. Требования п. 9 ПБУ 3/2006 к ним не применяются (письмо Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год", раздел II).
Обращаем внимание, что ПЗ-12/2014 разъясняет порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в гривнах, в рубли, лишь для целей бухгалтерского учета и не регулирует вопросы гражданско-правовых отношений (т.е. неприменимо, к примеру, для целей урегулирования споров по расчетам с контрагентами) (постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 N 21АП-2148/16, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 N 21АП-1076/15, Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 24.11.2014 по делу N А83-707/2014).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности ведения бухгалтерского учета на территориях Крыма и Севастополя в переходном периоде (до 1 января 2015 года);
- Энциклопедия решений. Цена договора в иностранной валюте или в условных единицах;
- Энциклопедия решений. Расходы в виде курсовых разниц при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Положительная курсовая разница от переоценки валютных ценностей, требований и обязательств в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

7 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта РФ и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта РФ и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
*(2) В некоторых случаях расчеты в этот период должны были осуществляться исключительно в рублях, например, когда одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте РФ (ч. 3 ст. 16 Закона N 6-ФКЗ, утратившая силу с 1 июня 2014 года).
*(3) Если при пересчете выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, применяется иной курс иностранной валюты, установленный законом или соглашением сторон, пересчет доходов, требований (обязательств) в соответствии с настоящим пунктом производится по такому курсу.
*(4) Текст указанного законопроекта был внесен в Государственную Думу еще в конце октября 2013 года для целей упрощения налогового учета (распоряжение Правительства РФ от 30.10.2013 N 1992-р), однако принят во втором и третьем чтении и подписан Президентом РФ уже после 18 марта 2014 года (смотрите Досье на проект федерального закона N 375042-6).

 

Все консультации данной рубрики