Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.04.2017
ВОПРОС:
Федеральное государственное бюджетное учреждение относится к третьей категории объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду. В договоре со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление твердых бытовых отходов не предусмотрено условие о переходе права собственности организации на ее отходы и обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью организации. Должно ли учреждение платить за негативное воздействие на окружающую среду за отходы производства и потребления (с объема ТБО, образовавшихся в учреждении и вывезенных контрагентом, имеющим лицензию, но официально не получившим статус оператора)?
ОТВЕТ:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Как следует из ст. 16 Закона N 7-ФЗ, плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее - НВОС):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичные положения закреплены также ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). При этом в силу ст. 1 Закона N 89-ФЗ под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отметим, что в настоящее время вместо понятия "твердые бытовые отходы" (ТБО) в законодательстве используется термин "твердые коммунальные отходы". По сути дела, эти понятия идентичны (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, абз. 21 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации ФГБОУ заключен договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТБО.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части, касающейся обращения с ТКО, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (не позднее 01.01.2019) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО (не позднее 01.05.2018) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не позднее 01.07.2018).
Вместе с тем в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с ТКО, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий.
В соответствии с разъяснениями, данными в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", за 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с ТКО, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО взимается с операторов по обращению с ТКО - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению ТКО.
Таким образом, по нашему мнению, если в процессе деятельности ФГБОУ образуются исключительно ТКО, то оно не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС. В данном случае плательщиком будет специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО.
В то же время, если в процессе работы ФГБОУ помимо ТКО образуются иные отходы производства и потребления, ФГБОУ как собственник данных отходов обязано будет платить за НВОС. Аналогичный подход наблюдается и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.07.2015 N 309-ЭС14-8411, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 11АП-17787/15, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 N 06АП-856/17).
Вместе с тем подчеркнем, что приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

7 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики