Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.04.2017
ВОПРОС:
На 01.01.2017 на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения имеются остатки различных неиспользованных целевых субсидий, в учете они отражены по кредиту счета 5.205.81. Согласно п. 94 Инструкции к приказу Минфина РФ от 16.12.2010 174н (далее - Инструкция) "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации) осуществляется по дебету счета 030305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 020581660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам", кредитовый остаток по счету 5.205.81 увеличивается соответствующей проводкой как на остаток целевых субсидий, который будет возвращен в бюджет, так и на остаток целевых субсидий, потребность в которых имеется.
Данная бухгалтерская проводка совершается в первый рабочий день финансового года при наличии на лицевом счете остатков целевых субсидий прошлых лет. Затем, при получении от учредителя Сведений по форме 0501016, согласно п. 93 Инструкции "отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем, осуществляется по дебету счета 020581560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 030305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет", кредитовый остаток по счету 5.205.81 уменьшается соответствующей проводкой на сумму субсидий, потребность в которых подтверждена, то есть в кредите счета 5.205.81 продолжает оставаться сумма субсидий, подлежащих возврату в бюджет.
Возврат же в бюджет остатков неиспользованных субсидий прошлых лет осуществляется в соответствии с п. 93 Инструкции, в котором указано, что "возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет отражается по дебету счета 030305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", в результате чего сальдо по счету 5.303.05 закрывается.
В письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436 приведены несколько иные бухгалтерские записи по учету остатков целевых субсидий прошлых лет.
Как следует отразить операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению следует отражать в порядке, который был предложен Минфином России в письме от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. На данный момент возможность применения данных корреспонденций следует закрепить в учетной политике учреждения.

Обоснование позиции:
Бюджетным учреждениям помимо субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут предоставляться субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления такой субсидии из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий.
Частью 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу: если у бюджетного учреждения по состоянию на конец финансового года остались неиспользованные остатки целевых субсидий, то соответствующие суммы подлежат перечислению в бюджет. При этом, в случае подтверждения потребности в данных целевых средствах, бюджетное учреждение вправе направить данные средства в очередном году на те же цели, на которые в прошедший год они были выделены.
Что касается бухгалтерского учета, то необходимо отметить следующее. Факты хозяйственной жизни регистрируются в учете на основании первичных учетных документов (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации, в частности, о принятых учреждением обязательствах (п. 4 Инструкции N 157н).
В целях обеспечения единого подхода к порядку бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями, в частности, остатков неиспользованных субсидий на иные цели, было издано письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. Корреспонденции 5 и 8 из Таблицы данного письма описывают порядок отражения в учете бюджетных (автономных) учреждений задолженности перед бюджетом по возврату остатков целевых субсидий прошлого года и операции по подтверждению потребности в данных средствах. Данные операции, согласно письму, должны выглядеть следующим образом
1) Дебет 5 205 81 560 Кредит 5 303 05 730
- увеличение задолженности бюджетного учреждения по возврату неиспользованных остатков субсидий на иные цели, в доход бюджета;
2) Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 205 81 560
- уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в бюджет).
Кроме того, в письме приведена бухгалтерская запись, посредством которой отражается поступление средств от возврата из бюджета целевой субсидии при принятии решения о наличии потребности (если до подтверждения потребности средства были перечислены в бюджет):
Дебет 5 205 81 660 Кредит 5 201 11 610.
Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н были внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174), касающиеся, в частности, порядка отражения в учете операций с остатками целевых субсидий. На наш взгляд, внесенные в Инструкцию N 174н изменения в данной части содержат некоторые неточности (опечатки).
В частности, в абзаце 16 пункта 93 Инструкции N 174н бухгалтерская операция по дебету счета 0 205 81 560 и кредиту счета 0 303 05 730 анонсирована как "отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем". Напротив, операция по дебету счета 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 0 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" из абз. 9 п. 94 Инструкции N 174н озаглавлена как "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)".
По всей видимости, путаница возникла между этими положениями Инструкции N 174н. Первая операция, поскольку она, по сути, отражает операцию по увеличению задолженности перед бюджетом по возврату остатка целевой субсидии прошлого года, могла иметь в Инструкции N 174н следующее описание: "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет". Вторая корреспонденция, поскольку, по сути, она не отражает увеличение задолженности перед бюджетом, могла бы иметь следующее описание: "уменьшение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)".
С учетом наличия противоречий между разъяснениями специалистов Минфина России и положениями, внесенными в Инструкцию N 174н, корреспонденции, необходимые для отражения рассматриваемых операций, бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 4 Инструкции N 174н, и внести соответствующие положения в учетную политику.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (целевая субсидия);
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

7 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики