Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
25.04.2017
- Работник является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Он имеет право на дополнительный отпуск - 14 календарных дней, который оплачивает не работодатель. Работник принят на работу в августе 2014 года и увольняется 31.03.2017. На момент увольнения работник не реализовал свое право на дополнительный отпуск как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и не обращался за предоставлением неиспользованных отпусков с последующим увольнением.
Должна ли быть выплачена работнику при увольнении компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не должен выплачивать работнику при его увольнении денежную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обоснование вывода:
По общему правилу при увольнении работодатель выплачивает работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска (часть первая ст. 127 ТК РФ).
Из ст.ст. 114-116 ТК РФ следует, что работникам предоставляются два вида ежегодных оплачиваемых отпусков: основной и дополнительный.
Согласно ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные отпуска предоставляются в случаях, указанных в ТК РФ и иных федеральных законах. Соответственно, отпуск, предоставленный в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), является ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском (далее - также "чернобыльский" отпуск).
Прямого запрета на замену такого отпуска денежной компенсацией законодательство не устанавливает. Однако закон не устанавливает и механизма, делающего возможным реализацию принятого сторонами трудовых отношений решения о замене "чернобыльского" отпуска деньгами.
Из ст. 3, ст. 4 Закона N 1244-1 следует, что дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с названным законом, представляет собой одну из мер социальной поддержки граждан. Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом N 1244-1, являются расходным обязательством РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 1244-1), то есть финансирование такого отпуска осуществляется за счет федерального бюджета. Таким образом, для работодателя установлена обязанность предоставить "чернобыльский" отпуск, а оплачивать его должно государство (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07-615).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136 утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил получатель (работник, которому предоставляется такой отпуск) подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации), к которому прилагаются:
- копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
- справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (указывается цифрами и прописью) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью (при наличии печати).
Далее уполномоченный орган производит выплату получателю сумм за дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 5 Правил).
Таким образом, получение гражданином денежных средств возможно только в качестве оплаты предоставленного дополнительного отпуска. Соответственно, замена "чернобыльского" отпуска денежной компенсацией невозможна, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на это (смотрите также письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 13-7/В-234).
Суды также исходят из того, что возможность замены неиспользованного дополнительного отпуска денежной компенсацией законом не предусмотрена, а одним из условий получения оплаты дополнительного отпуска является его реальное предоставление работнику (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14.03.2012 N 33-7688, решение Падунского районного суда г. Братска от 1 апреля 2011 г. по делу N 2-472/2011, определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 октября 2010 г. по делу N 33-9249/2010).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
7 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним